Игнатова Анастасия
студентка 3 курса,
Институт истории, международных отношений и социальных технологий,
Волгоградский государственный университет
Многие вопросы собственно европейской безопасности остаются пока не проясненными, а между тем, ответы на них необходимы для выстраивания архитектуры безопасности XXI века. Это относится к ряду конкретных проблем в сфере региональной безопасности. Проблематика безопасности в целом всё больше сдвигается от «жесткой» к «мягкой», в сторону все менее прогнозируемых угроз и вызовов. Это связано с нарастающей тенденцией к хаотизации политического мира. Поэтому, разрабатывая архитектуру европейской безопасности, необходимо рассмотреть проблематику «мягкой безопасности».
Это, в свою очередь, включает в себя возрастание проблем, связанных с потоком мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока, а также стран Восточной Европы, в частности из Украины. В 2021 году власть в Афганистане захватили представители организации «Талибан», признанной террористической группировкой. Многие граждане начали массово уезжать из страны. Страны-члены ЕС в ответ на это стали массово реализовывать политику по выдворению мигрантов из стран Евросоюза. Уже в августе 2021 года был поднят вопрос о пересмотре миграционной политики для прекращения столь бурного потока [1]. В качестве методов борьбы были выбраны усиление приграничного контроля и развитие государств, которые находятся в непосредственной близости от Афганистана. Стоит отметить, что меры для урегулирования таких вопросов следует предпринимать ещё на ранних этапах, когда предпосылки являются незначительными.
По данным Агентства ЕС по делам миграции в 2022 году страны Евросоюза приняли почти 1 млн заявок на получение убежища. В первую очередь, речь идёт о гражданах Сирии и Афганистана. Около 4 млн заявок на получение временной защиты подали выходцы из Украины. В общем количестве это создало огромное давление на социальные службы и бюджеты стран ЕС [2]. Главными стимулами для беженцев из других регионов стали обострившиеся конфликтные ситуации и отмена действовавших во время пандемии COVID-19 ограничений на свободу передвижения.
Беженцам, прибывающим с территории Украины, сразу же предоставлялась защита. Страны Евросоюза активно начали реализовывать материальную, политическую и правовую поддержку беженцев. Несмотря на то, что данный приток мигрантов был воспринят большинством в положительном ключе, некоторые европейские страны столкнулись с отсутствием инфраструктуры, которая позволяла бы разместить на своей территории граждан Украины. В особенности это относилось к таким государствам как Венгрия, Румыния и Польша. Негативным аспектом является и то, что мигранты не способны адаптироваться в повседневность в течение долгого времени, даже если их культура схожа с культурой принимающей страны. Актуальным является и вопрос формальной интеграции, связанный с необходимостью определения, кто из прибывших планирует остаться на постоянное место жительства, а кто находится в принимающем государстве временно. Для дальнейшей реализации успешной миграционной политики в данном случае необходимо оптимизировать финансовые ресурсы необходимые для размещения и интеграции беженцев.
Отсутствие достаточной правовой базы, неспособность обеспечить «вливание» мигрантов в общественность европейских государств способствует возрастанию социальных конфликтов. В данной ситуации необходимо отметить противоречия среди самих европейских стран, которые связаны с вопросом принятия мигрантов на свою территорию. В то время как большая часть мигрантов стремятся в ФРГ, Францию и Великобританию, всё чаще раздаются призывы к европейским коллегам открыть свои границы и предоставить убежище беженцам. Так, в 2020 году итальянские власти отказали в заходе в один из портов страны судну немецкой НПО со спасенными мигрантами на борту [3]. В основном страны-члены ЕС используют свои национальные законодательства для приёма беженцев, которые различаются по характеру и размерам поддержки просителей. Остро ощущается дефицит сотрудничества, что создает преграды для создания надежной всеобъемлющей общеевропейской безопасности.
Евросоюз на данный момент стремится согласовать единую политику приема легальных мигрантов [4]. Миграция даёт свои преимущества и европейские государства должны быть готовы работать с партнёрами, у которых есть свои интересы. Демографические тенденции в Европе таковы, что ей нужны мигранты на рынке труда, и это будет продолжаться в будущем. Миграция полезна и для стран, из которых она исходит. Мигранты материально поддерживают свои семьи и малую родину. Разногласия заключаются в критике политики «открытых дверей», связанной с ростом государственных расходов на беженцев, усиление конкуренции между местным населением и мигрантами за рабочие места, а также возможное расширение теневого сектора экономики. Структурные изменения на рынке труда влияют на положение отдельных групп местного населения. Представители низкоквалифицированной рабочей силы принимающей страны вынуждены мириться со стагнацией доходов. В свою очередь, из-за продолжительных сроков рассмотрения заявок на получение убежища многие беженцы ищут неофициальные заработки чаще всего в таких отраслях как сельское хозяйство, строительство, уход за больными и уборка производственных предприятий. Аргументы обеих сторон часто носят спекулятивный характер, что связано с высокой политизацией проблемы.
Успешная интеграция мигрантов затрагивает и такой вопрос как устранение трудовой дискриминации. Наибольшей дискриминации подвержены женщины-мигранты. Зачастую мигранты имеют статус беженцев и получают соответствующие льготы. Однако очень важно включать в программу помощи адаптацию мигрантов к жизни в Европе и поиск рабочего места [5].
Существует и острая проблема цивилизационного характера. Миграция из мусульманских стран в Европу осложнила отношения с исламским миром. Ислам не способствует интеграции в европейское общество. Мусульмане-мигранты стали важным элементом социума, что привело к изменению его этнической и культурно-религиозной структуры, размыванию национальной идентичности стран ЕС. Данные процессы в будущем могут стать причиной дезинтеграции Европы. Необходимо совместными усилиями разработать программу интеграции мусульман в европейский социум, которая в конечном итоге приведёт не к вытеснению, а к взаимодополняемости культур.
Проблема осложняется отсутствием четкого разграничения легальной и нелегальной миграции [6]. Беженцы относятся к нелегальной миграции, однако после Холокоста Европа обязалась рассматривать ситуацию, в которой оказался каждый проситель убежища, чтобы не подвергать его опасности. Нелегальная миграция является огромной угрозой европейской безопасности. На её рост оказывает влияние особое географическое положение южно-европейских стран и слабый пограничный контроль. Так, за первую половину 2022 зафиксировано более 114 000 нелегальных въездов в Европу [7]. Западно-Балканский переход является самым популярным маршрутом нелегального пересечения границы. Ещё одним фактором, усиливающим поток нелегальных мигрантов, остаётся либеральное миграционное законодательство ЕС. Существует проблема заинтересованности европейских законодателей в нелегальной трудовой миграции, её экономической выгодности. Рынок нелегальных трудовых мигрантов пополняется с помощью краткосрочных и туристических виз, фиктивных браков, фирм-посредников по отправке нелегалов в Европу. Массовый приток нелегалов представляют угрозу европейской безопасности с точки зрения распространения преступности и терроризма. Среди других проблем, связанных с нелегальной миграцией можно выделить расходы на силовые структуры, которые вынуждены задерживать нелегалов. Для улучшения ситуации следует развивать такие направление сотрудничества между европейскими странами как создание общей базы данных о лицах, которые когда-либо были задержаны на границе, и осуществление совместного контроля на границе. Здесь также необходимо преодолеть внутренние разногласия и разработать совместные превентивные меры против нелегальной миграции и преступных синдикатов.
Таким образом, европейские страны в последние годы продолжают сталкиваться с внутренними и внешними вызовами и угрозами, связанными с притоком мигрантов. Решения стран ЕС в области миграционной политики «открытых дверей» показали неспособность остановить поток беженцев и нелегальных мигрантов. Существующая правовая база не способна регулировать действия государств-членов в рамках общего миграционного законодательства, что разрушает сплочённость и саму архитектуру европейской безопасности. Европа в целях сохранения своего современного вида должна будет устранить все внутренние разногласия и выработать устраивающую все стороны общую миграционную политику, которая будет соответствовать долгосрочным задачам экономического развития и сохранения безопасности в регионе.
Список источников и литературы:
- Мартиросян, Д. Г. Правовые аспекты деятельности институтов ЕС в сфере легальной миграции / Д. Г. Мартиросян // МГИМО. - 2022. - С. 89.
- Евросоюз взобрался на новый миграционный пик // Коммерсантъ. – 2023. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5841438
- Италия отказала в заходе в свой порт судну НПО со спасенными мигрантами // ТАСС. – 2020. – URL: https://tass.ru/obschestvo/8194725
- Боррель заявил, что Евросоюз стремится согласовать единую политику приема мигрантов // Интерфакс. – 2023. – URL: https://www.interfax.ru/world/885112
- Мартынов, А. А. Миграция в Евросоюзе / А. А. Мартынов // Архонт. - №4(13). - 2019. - С. 57. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsiya-v-evrosoyuze
- Миграционные процессы в Евросоюзе: современные проблемы и вызовы / Под. ред. О. Е. Трофимовой. – М.: ИМЭМО РАН,2019. – С. 81.
- За первую половину 2022 зафиксировано более 114 000 нелегальных въездов в Европу // Международные инвестиции. – 2022. – URL: https://internationalinvestment.biz/news/2631-za-pervuyu-polovinu-2022-zafiksirovano-bolee-114000-nelegalnyh-vezdov-v-evropu.html