Олег Голишников,
независимый эксперт (Ташкент, Узбекистан)
Выбор Главного
Некоторые зарисовки к предстоящим выборам президента Республики Узбекистан
В 2021 году главным политическим событием в Узбекистане несомненно станут выборы президента, которые пройдут 24 октября. Избирательная кампания, стартовавшая ещё в июле текущего года, переходит в активную фазу. Все кандидаты в президенты уже утверждены, презентованы их предвыборные программы, начался классический цикл форсированной агитации и раздачи обещаний.
Логотип выборов президента Узбекистана, утвержденный со стороны ЦИК республики. Источник фото: https://saylov2021.uz/oz
Эти выборы впервые пройдут в соответствии с принятым в 2019 году Избирательным кодексом, при разработке которого учтен также ряд рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ Венецианской комиссии Совета Европы. Для наблюдения за выборами со стороны Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Узбекистана уже направлены официальные приглашения в адрес международных организаций и зарубежных стран. Принимая во внимание, что выборы президента пройдут в условиях пандемии COVID-19, ЦИК утвердил соответствующие карантинные правила, которых необходимо придерживаться на избирательных участках и в комнатах голосования.
Многим наблюдателям, как внутри республики, так и зарубежом ясно, что интриги вокруг предстоящих президентских выборов не намечается. У действующего президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, который намерен переизбраться на высший пост страны, нет реальных конкурентов. В этом вопросе примечательно сигнализирующими выглядят некоторые заявления официальных лиц Узбекистана. Так, задолго до начала избирательной кампании первый замглавы Сената Садык Сафаев в интервью блогеру назвал предстоящие выборы «референдумом» по оценке курса реформ президента Мирзиёева и что другого достойного кандидата в президенты, кроме действующего главы государства, он не видит. А министр иностранных дел Абдулазиз Камилов, обсуждая в Москве со своим российским коллегой предстоящий визит президента Мирзиёева в Россию, озвучил предложения по организации этого визита до или после проведения президентских выборов.
И несмотря на то, что победитель предстоящих выборов президента заранее известен, анализ текущей избирательной кампании позволяет пролить определённый свет на специфику и некоторые тенденции в политической жизни Узбекистана. До самих выборов ещё остаётся больше месяца и за этот период в республике может произойти много интересного, что обогатит предвыборный сезон. Но это по сути никак не повлияет на сам результат выборов.
Выступление президента Узбекистана Ш.Мирзиёева на X съезде Либерально-демократической партии 9 сентября 2021г. Источник фото: https://president.uz/ru/lists/view/4605
Предвыборный контекст
Действующий президент Шавкат Мирзиёев бесспорно имеет подавляющую поддержку не только среди политических элит, но и среди населения Узбекистана. Прежде всего, благодаря реализации пакета реформ во внутренней и внешней политике, стержнем которых явилась инициированная президентом Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021гг. На данный момент Стратегия действий уже плавно переходит в Стратегию Нового Узбекистана. Последняя является предвыборной программой президента, детали которой оформлены в многостраничный труд под тем же названием.
Нельзя не отметить, что отдельные мероприятия на фоне избирательной кампании приобретают (хоть и косвенно) особую значимость для укрепления позиций действующего главы государства на предстоящих выборах. Под этим углом зрения можно рассматривать получение президентом дополнительной поддержки среди бизнес-сообщества за счёт проведения в августе текущего года открытого диалога с предпринимателями. При этом президент обещал, что такое общение с бизнес-сообществом будет регулярным. А традиционное награждение главой государства сотен граждан республики в различных секторах в преддверии праздника Независимости мотивирует отдельных избирателей к правильному выбору.
В предвыборный контекст также укладывается подписанная недавно президентом новая редакция закона, вносящего изменения в религиозной сфере, а также решение властей разрешить в школах ношение светлых платков и тюбетеек, что позволит завоевать сердца определённой части электоральной аудитории (прежде всего, из числа приверженцев традиционно-консервативных взглядов). Даже успехи узбекских спортсменов на прошедших в Токио Олимпийских играх хоть и не имеют никакого отношения к предстоящим в республике президентским выборам, тем не менее, в условиях протекающей избирательной кампании эти успехи фактически сформировали благоприятный фон вокруг фигуры действующего президента. Особенно если принять во внимание, что чествование на Родине победителей Олимпиады проходило под ставшем уже традиционным лозунгом «Новый Узбекистан – новые победы».
Книга президента Узбекистана Ш.Мирзиёева «Стратегия Нового Узбекистана», презентованная на X съезде Либерально-демократической партии 9 сентября 2021г. Источник фото: https://president.uz/ru/lists/view/4605
Альтернативные кандидаты
Все альтернативные кандидаты, выдвинутые для участия в президентских выборах от политических партий – демократической партии «Миллий тикланиш» (Алишер Кадыров), Народно-демократической партии (Максуда Варисова), социал-демократической партии «Адолат» (Бахром Абдухалимов) и Экологической партии (Нарзулла Обломуродов), меркнут перед фигурой Шавката Мирзиёева, который идёт на выборы от Либерально-демократической партии (по закону, только зарегистрированные политические партии имеют право выдвигать кандидатов в президенты). От этой же партии, у которой сохраняется статус главной политической силы в республике, Мирзиёев выдвигался и на прошлых президентских выборах.
По своим амбициям и охвату предвыборные программы альтернативных кандидатов заметно уступают предвыборной программе кандидата от Либерально-демократической партии – действующего президента. К тому же очевидно, что Мирзиёев за счёт масштаба своих программных идей и недавних решений перехватывает многие предвыборные инициативы своих коллег-кандидатов в президенты. Это, к примеру, даже касается экологической повестки, которая выглядит у президента шире и насыщеннее, чем у кандидата от Экологической партии.
На руку действующему главе государства играет и то, что альтернативные кандидаты сравнительно малоизвестны среди населения. За исключением наверное Алишера Кадырова, который в последнее время стал «популярен» своими резонансными высказываниями по «советскому флагу», «ЛГБТ», «языковому вопросу» и так далее. Среди альтернативных кандидатов Кадыров на данный момент выглядит самой медийной и обсуждаемой персоной, прежде всего, за счёт его интервью блогерам и журналистам, в том числе иностранных СМИ. По всей видимости, он займет второе место на этих выборах, но с колоссальным отрывом от президента Мирзиёева, а остальные – как повезёт. В то же время избирательная кампания только набирает обороты, и вполне возможно, что «фаворит» в гонке за второе место поменяется, если кто-то из остальных альтернативных кандидатов покажет себя более ярко.
Встреча президента Узбекистана Ш.Мирзиёева с лидерами политических партий республики 2 февраля 2021г. Источник фото: https://president.uz/ru/lists/view/4130
Дефицит реальной политической конкуренции в Узбекистане, как и среды, при которой в республике может сформироваться политическая оппозиция, – хроническая тема, созвучная специфике политических систем многих постсоветских стран. Этот дефицит, по-прежнему, предмет дискуссии очень небольшой части узбекского общества и политической элиты. Даже укрепляющийся в Узбекистане тренд на открытость и гласность не сильно оголяет этот предмет, в том числе из-за всё ещё довлеющей местами самоцензуры и аполитичности, не говоря уже о присущей практически всем странам Центральной Азии черте как персонализация власти. А те зачатки оппозиции, которые появляются в республике, пока не преодолевают требований законодательства. При этом у некоторых узбекских политиков есть понимание, что оппозиция является одним из важных факторов устойчивого развития общества. И нужно создавать среду, как отмечает президент, чтобы она появилась внутри страны.
Для многих внешних наблюдателей все альтернативные кандидаты в президенты – это просто спарринг-партнёры действующего главы государства. Хотя, как представляется, на фоне открытости и гласности президент Мирзиёев уже больше выглядит первым среди равных. Ведь сегодня альтернативным кандидатам практически ничто не мешает более открыто и активно проводить свою избирательную кампанию без оглядки на главу государства. Понятно, что это не заслуга альтернативных кандидатов, а возможность, спущенная сверху. Но этой возможностью они могут воспользоваться по полной, чтобы сформировать на выборах определённую конкурентную среду, пусть и не бесконтрольную. Это, думается, намного полезнее, чем фокусироваться на межпартийных склоках.
«Новый Узбекистан» и «Третий Ренессанс»
Президент Мирзиёев идёт на выборы с культивируемыми в последнее время в республике идеологемами «Новый Узбекистан» и «Третий Ренессанс». Как пояснил президент в своём первом (по сути предвыборном) интервью, слова «Новый Узбекистан» и «Третий Ренессанс» призваны вдохновлять народ Узбекистана на достижение великих целей. По сути делается ставка на то, что они станут объединяющей идеей и общенациональной повесткой развития как на современном этапе, так и на перспективу. И эти слова, как представляется, возымеют реальную силу и смысл, если каждый живущий в Узбекистане человек будет ощущать реальное улучшение своего благосостояния и мироощущения при параллельном развитии страны в целом.
Отдельно стоит указать, что «Новый Узбекистан» и «Третий ренессанс» – это, с одной стороны, своего рода бренд правления Мирзиёева (не только на внутреннем, но и отчасти на внешнем поле), под эти мейнстримные идеологемы подвязываются масштабные реформы, инициированные действующим президентом в различных сферах. С другой стороны, это служит отличительной чертой правления Мирзиёева от правления предыдущего Руководства республики. Вдобавок здесь видится создание задела для исторической летописи, тем более уже появилось его символическое закрепление в виде открытого в этом году парка «Новый Узбекистан» и монумента Независимости.
Торжественное открытие парка «Новый Узбекистан» и монумента Независимости 31 августа 2021г. Источник фото: https://president.uz/ru/lists/view/4593
Выборы-2026
Если действующий глава государства решит баллотироваться и на выборах президента в 2026 году, то здесь властям придётся проработать нормативно-правовые обоснования (действующая Конституция Узбекистана ограничивает право переизбрания президентом одного и того же лица более двух сроков подряд). Вариант с проведением референдума о продлении президентских полномочий не совсем актуален, к тому же он явным образом будет отсылать к практике Ислама Каримова – первого президента Узбекистана. Делать рокировку (на примере российской политической практики) слишком рискованно в условиях Узбекистана. Не получится и экстраполировать практику транзита политической власти Казахстана – на данный момент она просто не уместна. А вносить изменения в законодательство без серьезных на то оснований не будет соответствовать «демократическому духу».
Судя по последним трендам и дискурсам в республике может появиться вариант с присвоением президенту титула «Лидера нации» со всеми вытекающими корректировками законодательства на примере ближайших соседей Узбекистана. Не исключено, что в ближайшее время ряды действующих национальных лидеров в Центральной Азии – «Елбасы» (Казахстан), «Пешвои Миллат» (Таджикистан), «Аркадаг» (Туркменистан) – пополнится узбекской версией «Миллат Сардори» (Глава Нации). Такие предложения косвенно проговариваются, по крайней мере, некоторые узбекские политики уже используют выражение «Миллат Сардори» применительно к действующему президенту, что видится весьма симптоматичным. Конечно, это может быть и сугубо личной инициативой этих политиков, но в реалиях Узбекистана это может быть и прощупыванием и подготовкой общественного мнения одновременно.
Третья Консультативная встреча глав государств Центральной Азии в национальной туристической зоне «Аваза» Туркменистана 6 августа 2021г. Источник фото: https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/56199/v-turkmenistane-sostoyalas-konsultativnaya-vstrecha-glav-gosudarstv-centralnoj-azii
Впрочем, все вышеизложенные опции вряд ли находятся в рамках дискуссий о демократических процедурах в их традиционном понимании, особенно когда на виду такой вариант как: строгое следование действующей Конституции без приёмов казуистики. Но это тернистый, болезненный и требующий неимоверных усилий путь, особенно в текущих центральноазиатских реалиях. Насколько к этому будут готовы ближе к 2026 году и как будет развиваться ситуация на самом деле, покажет время. Ясно только одно: в современном Узбекистане, устремлённом в будущее, востребован «культ» образования, просвещения, здорового образа жизни и всего самого прогрессивного, что может поднять страну и общество на новую ступень развития и двигать её только вперёд. Но сюда точно не входит «культ личности» власть имущих. И хочется верить, что ставка будет сделана на востребованный «культ». А если и учиться чему-то у соседей, то только хорошему.
Первый зарубежный визит
Если с выборами, назначенными на 24 октября 2021 года, всё более-менее понятно, то интрига, думаю, начнётся с вопроса куда же поедет президент в свою первую зарубежную поездку после переизбрания. Ведь первый зарубежный визит новоизбранного лидера во многих странах имеет символическое значение и в этом плане страны Центральной Азии, где сосредоточены интересы многих ключевых игроков, не являются исключением.
Если судить по прошлым президентским выборам в Узбекистане (декабрь 2016г.), то тогда после выборов была разыграна интересная ситуация, когда в СМИ сначала появилась информация, что избранный президент Мирзиёев свой первый зарубежный визит совершит в Россию. Чуть позже широко тиражировалось, что до России первой страной, которую планирует посетить Мирзиёев, уже является Казахстан. Но в итоге до визитов в Казахстан и Россию избранный президент посетил Ашхабад, таким образом именно Туркменистан стал страной для первой зарубежной поездки Мирзиёева в качестве главы государства.
Конечно у всех визитов есть своя градация – государственный, официальный и так далее. Но это уже становится не важным, когда состоялся сам факт визита. С определённой долей уверенности можно сказать, что и по итогам предстоящих выборов, какая бы страна за пределами центральноазиатского региона (Россия, КНР, США, Турция и т.д.) не анонсировалась Ташкентом в качестве страны для возможного первого зарубежного визита новоизбранного президента Узбекистана, в конечном итоге Мирзиёев выберет одну из стран Центральной Азии для своей первой зарубежной поездки. Центральная Азия – главный приоритет внешней политики Узбекистана. И этим всё сказано.
Для заключения
В целом, предстоящие президентские выборы-2021 пройдут стабильно по плану c соблюдением узбекского законодательства и международных норм под аккомпанементы специфики политической жизни в Узбекистане. Уверен, что граждане Узбекистана (все из более 21,2 млн. избирателей) должны обязательно воспользоваться своим конституционным правом и проголосовать 24 октября за БУДУЩЕЕ страны!