Готовое решение [rms] Corporation
+7(8442) 96-64-69
400066 г. Волгоград, ул. Мира, 15 (для почтовой корреспонденции до 30 сентября 2023 года. После этой даты адрес офиса сменится. Пожалуйста, обращайтесь по адресу e-mail)

Продовольственное измерение европейской безопасности

Вильчинский Антон
Аспирант 2 курса
Дипломатической академии МИД России,
эксперт Института актуальных международных проблем
г. Москва 

Продовольственное измерение европейской безопасности

Продовольственная безопасность вернулась на лидирующие позиции мировой повестки. Пандемия COVID-19, а затем и эскалация конфликта крупнейших сельскохозяйственных держав – России и Украины – нанесли серьезный урон цепочкам поставок, а также работе тысяч аграриев в РФ и ЕС. В мае 2023 г. ФАО опубликовала доклад, где констатировала неутешительную тенденцию – число людей, столкнувшихся с острой нехваткой питания, растет четыре года подряд, достигнув в 2022 г. 258 млн. человек в 58 странах [9].

В сложившихся условиях России и Западу крайне затруднительно вести диалог о комплексной системе безопасности от Лиссабона до Владивостока. По этой причине особую актуальность и практическую значимость приобретает выработка механизмов секторальной безопасности для кризисных сфер, представляющих интерес для граждан РФ и ЕС. Прошедший год продемонстрировал, что одним из таких направлений является продовольственное, а именно – обеспечение «физической и эконмической доступности основных продуктов питания», как гласит Доктрина продовольственной безопасности РФ от 2020 г. [3]

В работе предложены инструменты для заложения основ продовольственного измерения европейской безопасности. Отдельное внимание уделено рекомендациям для России, задачами которой являются обеспечение продовольственной независимости и достижение «положительного сальдо торгового баланса» сельхозпродукции.

«Зеленая сделка» – шаг к европейской продовольственной безопасности

Более чем за год с момента начала специальной военной операции РФ на территории Украины 24 февраля 2022 г. единственным вопросом, по которому Москве и Киеву при посредничестве Турции и ООН удалось достичь компромисса, стал продовольственный. «Черноморская зерновая инициатива» [10] по обеспечению безопасного экспорта зерна из трех портов Украины, заключенная 22 июля 2022 г., уже трижды продлевалась ее участниками. Это свидетельствует о значимости и востребованности новых инструментов продовольственной безопасности в условиях геополитической турбулентности. Ее вторая часть – Меморандум о взаимопонимании между Россией и Секретариатом ООН по продвижению сельхозпродукции РФ на мировой рынок [4] – требует дополнительных стимулов из-за озабоченности российской стороны отсутствием прогресса в его реализации.

«Зерновая сделка» за более чем десять месяцев своего функционирования дала экономические и политические результаты. Во-первых, она сдержала инфляцию и стабилизировала цены. По оценкам Всемирной продовольственной программы ООН, средняя цена на пшеницу на мировом рынке в мае 2022 г. составляла 522 доллара за тонну, однако в декабре того же года она опустилась до 386 долларов. Снизились цены и на подсолнечное масло, одним из крупнейших поставщиков которого является Украина [8].

Во-вторых, в рамках инициативы был создан Объединенный координационный центр, куда вошли представители России, Украины, Турции и ООН. Этот формат стал единственной площадкой, где происходит официальное взаимодействие Москвы и Киева.

«Зерновая сделка» имеет и ряд противоречий. Согласно подсчетам Объединенного центра, наибольшими бенефициарами стали Китай, Испания, Турция, Италия и Нидерланды, причем первые три страны получили более 50% грузов, отправляемых из портов Украины. В то же время страны с дефицитом продовольствия получили только 11% товаров, а государства с острой нехваткой продуктов – лишь 5% [12]. Эти диспропорции свидетельствуют о необходимости более комплексной проработки механизмов продовольственной безопасности на международном уровне. Евросоюз и Россия, являясь важными игроками на мировом рынке, должны сыграть в этом ключевые роли.

 

Взаимозависимость интересов РФ и ЕС в продовольственной сфере

Агропромышленные комплексы (АПК) стран ЕС не обладают полной самодостаточностью по ряду сельхозпродуктов. Так, Евросоюз является нетто-импортером подсолнечного масла. Государства объединения также опираются на зарубежные корма и кормовые добавки для сельскохозяйственных животных. В 2022 г. ЕС занял третье место в списке покупателей агропромышленной продукции из РФ, импортировав товары на 4 млрд долларов. Его обогнали только Китай (5,1 млрд) и Турция (5 млрд) [1].

Отдельного внимания заслуживают удобрения. Китай (30% мирового производства в 2022 г.), США (13%) и Россия (12%) являются их крупнейшими производителями, однако первые две страны ориентированы на внутренний рынок, поэтому ведущим поставщиком является Россия, на которую в прошедшем году пришлось 15% мирового экспорта [6].

Доля РФ в европейском импорте удобрений составляла порядка 25% до событий февраля 2022 г., однако по итогам года поставки в ЕС значительно снизились [6]. Если Евросоюз может заменить фосфорные и калийные удобрения РФ более дорогими поставками из Китая или США, то найти альтернативных продавцов азотных удобрений крайне сложно, потому что для их производства требуется газ, относительная стоимость которого в России ниже. Собственное производство удобрений в ЕС было сокращено еще в 2020 г. из-за пандемии COVID-19 и роста цен на энергоносители.

Эксперты аналитического центра Европарламента в сентябре 2022 г. отметили, что зависимость ЕС от сельхозпродуктов, приобретаемых у России и Украины, «негативно повлияет на стоимость товаров». Наибольшему риску подвержены «наименее защищенные слои населения» [11]. Такую позицию выразили и аналитики Всемирного банка, предупредив, что возрастание цены удобрений снизит урожайность и увеличит стоимость сельхозпродукции – пшеницы, кукурузы и риса, на которые приходится более 45% использования всех удобрений, причем ЕС входит в топ-3 импортеров риса [7].

Если ЕС зависим от РФ в поставках удобрений, то Россия опирается на импортные семена из европейских стран. Так, по семенам сахарной свеклы зависимость отечественных аграриев превышает 80%, по подсолнечнику и картофелю – более 75%, по кукурузе и рапсу – порядка 50% и 40% соответственно [5]. При этом в Доктрине продовольственной безопасности отмечено, что доля российских семян должна быть не ниже 73% [3]. Основной причиной такой зависимости, по мнению ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН Ирины Дерюгиной, является утрата Россией научно-исследовательского потенциала в сфере селекции [2].

Механизмы формирования европейской продовольственной безопасности

Институциональной базой для европейской системы продовольственной безопасности может стать «Зерновая сделка», а именно – Объединенный координационный центр. К этому формату стоит подключать представителей ЕС для расширения спектра обсуждаемых вопросов. России следует стать инициатором новых принципов продовольственной безопасности, что укрепит ее имидж среди дружественных государств. Москве стоит рассмотреть шаги по следующим направлениям:

  1. Выдвинуть предложение о разработке корзины сельхозпродуктов первой необходимости. Важно убедить страны Запада принять на себя обязательства по отказу от обложения санкциями этого списка товаров. Реализация инициативы позволит преодолеть зависимость устойчивости продовольственных цепочек от политической конъюнктуры.
  2. Вынести предложение о создании «зеленых коридоров», по которым будет обеспечено беспрепятственное движение товаров из сформированной корзины сельхозпродукции первой необходимости. Создание механизма позволит избежать гуманитарных катастроф в условиях вооруженных конфликтов. Он будет сдерживать инфляцию и не допустит резкого скачка цен на ключевые товары продовольственного рынка.
  3. Стимулирующую роль в реализации первого и второго предложений должно сыграть гражданское общество. Российским и европейским ученым, а также представителям бизнеса стоит создать неправительственную организацию для привлечения к продовольственным вызовам общественного интереса и дополнительного внимания правительств.
  4. Для России набирает значимость восточное направление, в частности Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в органах которого РФ председательствует в 2023 г. Москве следует выдвинуть предложение о формирования единого Центра продовольственной безопасности. Он мог бы заняться созданием общего банка семян на случай кризисов, выработкой стандартов в сфере питания и подготовкой информационной базы по мониторингу продовольственной системы объединения. Также нужно развивать оцифровку логистических процессов в «Евразийском агроэкспрессе».

Заключение

Продовольствие – одна из немногих сфер, в стабильности которой заинтересованы и Россия, и Запад. В связи с эскалацией украинского кризиса, сокращением предложения на рынке сельхозпродуктов, а также летними засухами физический и экономический уровни продовольственной безопасности для граждан стран ЕС будут снижаться. В то же время для РФ важно не только сохранить доходы от экспорта товаров своего АПК, но и снизить зависимость от иностранных семян. Взаимосвязь интересов создает потенциал для согласования общих принципов продовольственной безопасности на европейском пространстве.

В условиях невозможности официального диалога наиболее эффективным решением видится формирование специализированной продовольственной НПО, куда войдут ученые и эксперты, а также представители стран из Объединенного координационного центра по «Зерновой сделке». Стимулирующую посредническую роль в этом вопросе стоит предложить подтвердившим свою эффективность ООН и Турции.

Целью работы такой НПО должно стать создание рекомендаций правительствам РФ и стран ЕС по возможностям сотрудничества в продовольственной безопасности, а также их продвижение в информационном пространстве с целью повышения осведомленности населения и общественного контроля.

Библиографический список:

  1. Аграрный экспорт регионов России в 2022 году // Федеральный центр развития экспорта АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт». 12.05.2023. URL: https://aemcx.ru/wp-content/uploads/2023/04/Аграрный-экспорт-регионов-РФ-2022.pdf (дата обращения: 23.05.2023).
  2. Дерюгина И. Что стоит за «Черноморской зерновой инициативой» // Российский совет по международным делам, 15.03.2023. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chto-stoit-za-chernomorskoy-zernovoy-initsiativoy/ (дата обращения: 20.05.2023).
  3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации // Сайт Президента России, 21.01.2020. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106 (25.05.2023).
  4. Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Секретариатом Организации Объединенных Наций о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки // Министерство иностранных дел, 12.09.2022. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1829558/ (дата обращения: 19.05.2023).
  5. Посевные площади, валовые сборы и урожайность сельскохозяйственных культур в Российской Федерации // Росстат, 16.01.2023. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/val1_2022.xlsx (дата обращения: 22.05.2023).
  6. Экспорт российских удобрений снизился на 15% // Ведомости, 29.12.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/12/28/957530-eksport-rossiiskih-udobrenii-upal (дата обращения: 26.05.2023).
  7. Chepeliev M., Maliszewska M., Pereira F. The War in Ukraine, Food Security and the Role for Europe // EuroChoices. 2023. No 22. 4-13 pp. https://doi.org/10.1111/1746-692X.12389
  8. Food security implications of the Ukraine conflict // World Food Programme, 2022. URL: https://docs.wfp.org/api/documents/WFP-0000137463/download/?_ga=2.161874874.760066100.1647174700-754222800.1647174700 (accessed: 23.05.2023).
  9. Global Report on Food Crises: Number of people facing acute food insecurity rose to 258 million in 58 countries in 2022 // United Nations Food and Agricultural Organisation (FAO), 03.05.2023. URL: https://www.fao.org/newsroom/detail/global-report-on-food-crises-GRFC-2023-GNAFC-fao-wfp-unicef-ifpri/en (accessed: 17.05.2023).
  10. Initiative on the Safe Transportation of Grain and Foodstuffs from Ukrainian Ports // United Nations, 2022. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/black_sea_grain_initiative_full_text.pdf (accessed: 20.05.2023).
  11. Russia's war on Ukraine: Impact on global food security and EU response // European Parliament Think Tank, 22.09.2022. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2022/733667/EPRS_BRI(2022)733667_EN.pdf (accessed: 18.05.2023).
  12. Vessel Movements // Black Sea Grain Initiative Joint Coordination Centre, 2023. URL: https://www.un.org/en/black-sea-grain-initiative/vessel-movements (accessed: 26.05.2023).

 

06 июля 2023
863 просмотра
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie