Сорокоумов Даниил,
студент 4 курса,
международные отношения,
Дальневосточный федеральный университет
г. Владивосток
Анализ потенциала стратегической автономии ЕС в ОПК, фактор США и азиатских игроков
Украинский кризис стал крупнейшим вооруженным конфликтом в Европе со времен Второй мировой войны. На сегодняшний день государства Европы опосредованно вовлечены в конфликт т. к. занимаются поставками вооружений. В результате этих действий возникает ряд проблем, связанных с тем, что существующие объёмы производства обычных вооружений и военной техники не соответствуют условиям конфликта наблюдаемого масштаба. Уже осенью 2022 г. в отдельных случаях европейским странам пришлось передавать Украине собственный «неприкосновенный запас» [1], а будущие планы ЕС на поставку большого количества снарядов подразумевают ещё большую чистку складов с намерением восполнить их через неопределенный срок [2]. В свете этих событий на сегодняшний день в Европе стали наблюдаться тенденции увеличения финансирования оборонно-промышленных комплексов.
Увеличения оборонных бюджетов следует рассматривать в свете Версальской декларации ЕС, принятой в марте 2022 вскоре после начала известных событий на Украине, она детализировала способы достижения стратегической автономии союза. В декларации подчеркнута опора на НАТО, и внутреннее развитие Евросоюзом своей оборонной составляющей, в первую очередь технологий [3]. Также лидеры Европейского союза подтвердили свое обязательство взять на себя больше ответственности за собственную безопасность ЕС, придерживаться стратегического курса действий в области обороны и повышать способность Европейского союза действовать автономно. Таким образом, для выполнения вышеуказанных целей ЕС продолжит сотрудничество по линии НАТО, главным образом с США, что может противоречить курсу на достижение стратегической автономии. В связи с этим приобретающий все большее значение вопрос сохранения европейского суверенитета обретает новый вид.
В первую очередь необходимо упомянуть пример Германии. Еще 27 февраля 2022 г. канцлер Олаф Шольц объявил о начале активной ремилитаризации и перевооружении страны и указал на то, что в ближайшие годы «на нужды обороны» будет сформирован специальный фонд объёмом около 100 млрд евро. В июне 2022 г. план одобрил Бундестаг, для таких значительных внеплановых трат потребовались даже поправки в конституции. В Германии уже начались закупки с расчётом на дополнительное финансирование, например, подписан контракт на приобретение американских многоцелевых истребителей F-35A, которые станут заменой истребителям «Торнадо». При этом почти половина данного бюджета, а именно 41 млрд евро пойдет на закупку авиатехники, а примерно 19 млрд евро – на технику для сухопутных войск. К тому же, по мнению Шольца, ЕС необходима единая система противовоздушной обороны. В связи с этим канцлер ФРГ предложил к 2025 г. сформировать европейские силы быстрого реагирования. Координировать этот процесс намерена Германия [4].
В настоящее время рекордсменом по относительным показателям роста оборонных расходов является Польша, в 2022 году оборонный бюджет страны составлял 12,5 млрд долл., а в 2023 составит примерно 27-29 млрд. долл., то есть речь идет о более чем двухкратном увеличении, это означает, что оборонный бюджет составит примерно 4.5 % от ВВП страны. По заявлению Премьер-министра Польши, Матеуша Моравецкого, примерно от 6,5 до 8,5 млрд долл. уйдут на закупку вооружений за границей [5]. Так, Польша продолжит закупку вооружений у США, а именно танков M1 Abrams и истребителей F-35A.
Кроме того, практически сразу после начала военного конфликта на Украине значительный рост оборонных расходов анонсировали такие страны альянса, как Бельгия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Франция.
В данной стезе следует проанализировать деятельность и перспективы ЕС в достижении стратегической автономии в ОПК. Как упоминалось ранее, многие европейские государства анонсировали увеличение оборонных расходов, однако это, главным образом, связано с расширением импорта вооружений, а не с открытием предприятий и созданием новых разработок. Стоит заметить, что оборонно-промышленные комплексы практически всех ведущих игроков после окончания холодной войны переориентировались в первую очередь на выполнение ограниченных по объёмам коммерческих экспортных, заказов, потому как иметь мощности, простаивающие большую часть времени, представлялось убыточным. То есть, строительство новых предприятий в нынешних реалиях вызовет еще более серьезное увеличение военных расходов, при этом, если после текущего кризиса наступит период успокоения, содержать лишние мощности ОПК вновь станет нерентабельно.
Также США, как главный партнер по НАТО, не способен полностью «отработать» заказы для Европы ввиду обширной военно-технической поддержки Украины. Например, Польша неоднократно заявляла о желании купить американские РСЗО HIMARS, однако заказы расписаны, и страна обратилась к Республике Корея для удовлетворения необходимостей оборонно-промышленного комплекса. Другим «отягчающим» фактором на возможности экспорта американских вооружений является стратегия военного строительства, ориентированного на противостояние с Китаем, не подразумевающая отчасти «посторонних» усилий, связанных с расширением поставок ввиду украинского кризиса.
Таким образом, на европейский рынок вооружений входят новые азиатские игроки, такие как Южная Корея и Израиль, что можно рассматривать в качестве диверсификации и как позитивный шаг в сторону наращивания стратегической автономии. Следует отметить, что значительную часть импортного вооружения в Польшу будет представлять продукция из Южной Кореи. В 2022 году страна решила приобрести основные танки K2 Black Panther (180 машин за 3,4 млрд долларов), самоходные артиллерийские установки K9PL Thunder (212 машин за 2,4 млрд долларов), реактивные системы залпового огня К239 Chunmoo (рамочное соглашение до 288 машин за 6 млрд долларов), учебнобоевые самолёты/легкие истребители FA-50 (48 машин за 3 млрд долларов) [6]. Другими примерами расширения присутствия азиатских игроков на рынке Старого Света может служить также выбор ФРГ в качестве перспективного комплекса ПРО ТВД израильского IAI Arrow 3, а также закупка Финляндией в апреле 2023 г. израильского ЗРК David's Sling. [7]
Кроме того, Евросоюз стремится к прежде все технологической автономии и заинтересован в передовых вооружениях и новых источниках технологий, которыми могут стать азиатские страны.
Таким образом, Украинский конфликт заставил большинство государств Европы задуматься о собственном потенциале в случае крупного военного столкновения, что вылилось в увеличение военных бюджетов в Германии, Польше и других странах Европы, однако вопрос достижение большей самостоятельности в оборонной сфере имеет ряд осложнений, начинающихся с дороговизны открытия новых предприятий и разработки вооружений, кончающихся необходимостью использовать новые предприятия в мирное время, что должно подразумевать обширные рынки сбыта, носящими временный характер ввиду отсутствия постоянных активных вооруженных конфликтов. На сегодняшний день стремления европейских стран по автономии в вопросах оборонной промышленности скорее всего останутся лишь стремлениями. В своей основе действия стран ЕС ограничиваются планами и действиями по увеличению закупок оборонной продукции у США. При этом ввиду ограниченности возможностей американского ВПК и возросшей необходимостью закупки вооружений на европейский рынок активно входят новые перспективные игроки, такие как Южная Корея, Израиль, в дальнейшем этот список может пополниться за счет Турции и Японии, что однозначно идет на пользу диверсификации, однако не закладывает основ для последующей автономии стран ЕС в сфере оборонной промышленности.
Список источников и литературы
- Mehta A. To Keep Arming Ukraine, Norway May Drop Munitions Stocks Below Required Levels // Breaking Defense. - URL: https://breakingdefense.com/2022/09/to-keeparming-ukraine-norway-may-drop-munitions-stocks-below-required-levels
- Machi V. EU Nations Rush to Scrape Up One Million Artillery Rounds for Ukraine // Defense News. - URL: https://www.defensenews.com/global/europe/2023/03/20/eu-nationsrush-to-scrape-up-one-million-artillery-rounds-for-ukraine/
- Николай, К. Антироссийская политика Европейского союза как реакция на украинский кризис / К. Николай // Российский совет по международным делам : электронный журнал. – URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/antirossiyskaya-politika-evropeyskogo-soyuza-kak-reaktsiya-na-ukrainskiy-krizis/
- Стефанович, Д Разворот через сплошную. Уроки вооружённого конфликта на Украине 2022–2023 гг.: первые оценки / Д Стефанович, А Ермаков // Россия в глобальной политике : электронный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvorot-cherez-sploshnuyu-uroki-vooruzhyonnogo-konflikta-na-ukraine-2022-2023-gg-pervye-otsenki
- Польша увеличит оборонный бюджет почти вдвое // РИА Новости: сайт. – URL: 1. https://ria.ru/20220830/polsha-1813151989.html
- South Korea, Poland sign $5.8 billion tank, howitzer contract // Reuters : сайт. – URL: 4. https://www.reuters.com/world/south-korea-poland-sign-58-billion-tank-howitzer-contract-2022-08-27/
- Martin T. Finland Approves $345 Million Deal for David’s Sling Long Range Air Defense System // Breaking Defense. - URL: https://breakingdefense.com/2023/04/finland approves-345-million-deal-for-davids-sling-long-range-air-defense-system/