Готовое решение [rms] Corporation
+7(8442) 96-64-69
400066 г. Волгоград, ул. Мира, 15 (для почтовой корреспонденции)

Влияние действий Российской Федерации и части стран ОБСЕ на систему европейской и международной экономической безопасности 

Чуваткин Борис
Студент 2 курса магистратуры
Института Юстиции Уральского государственного
юридического университета
г. Екатеринбург 

Влияние действий Российской Федерации и части стран ОБСЕ на систему европейской и международной экономической безопасности 

Международная экономическая безопасность – система правил для поддержания состояния, которое исключает преднамеренное нанесение ущерба субъектам экономических отношений. Международная экономическая безопасность проявляется в правовом обеспечении, возможности юрисдикционной защиты субъектов экономических отношений, принудительном исполнений вынесенных решений. Важность европейской экономической безопасности выделяется в документе Боннской конференции [1], Парижской хартии для новой Европы [2], Хартии европейской безопасности [3] и иных актах ОБСЕ. При содействии Российская Федерации принята Экономическая стратегия ОБСЕ и велась работ в рамках бюро координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ (БКЭЭД) [4].

В настоящее время, введенные санкции части стран ОБСЕ [5] и России [6] негативным образом сказываются на российских и иностранных гражданах и организациях, высокими убытками [7], расторжением договоров [8], изменением транспортной логистики [9], уничтожением продовольственного суверенитета [10], несмотря на то, что государства понимают, что наносят ущерб указанным субъектам [11]. Также не всегда доступен и понятен механизм защиты прав граждан и организаций, связанных с последствиями экономических санкций, а также возможность исполнения вынесенных юрисдикционных решений, что обуславливается отсутствием правовой взаимосвязи пророссийских и недружественных стран [12]. К примеру, сейчас появились решения основанием отказа в удовлетворении требований которых выступило отнесение государства к недружественным странам (решение Арбитражного суда Кировской области дело №А28-11930/2021[13], определение Арбитражного суда Московского округа дело А40-149699/2021[14]).

Видится, что, если бы работал институт признания и приведения в исполнение иностранных судебных и третейских решений, существовала бы возможность организациям и гражданам реализовать трансграничную восстановительную функцию права. Однако работа по развитию института признания и приведения в исполнение иностранных судебных и третейских решений в Российской Федерации в период конца XX-XXI века находится на низком уровне, не смотря на то, что многие государства, включая неевропейские, выражали свою заинтересованность в развитии данного направления, к примеру попытка подготовки проекта конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных решений 1997-1999 годов [15, с.85];  принятие Гаагская конвенция «о судебных решениях» 2 июля 2019 года [16], не действующая в Российской Федерации (стоит сказать, что для Российской Федерации и ряда иностранных государств конвенция имеет ряд существенных проблем: узкое определении сферы действия; существенный перечень исключений признаваемых решений; узкое определение понятий «суд» и «судебное решение»; неактуальности конвенций для стран использующих более простые и доступные процедуры признания и приведения в исполнение иностранных решений); непринятое предложение президента ассоциация арбитров Японии Акиры Кавамура о создания Российско-Японского специализированного арбитража [17].

Согласно данным министерства Юстиции Российской Федерации в 134 из 192 стран (194 включая признанные Российской Федерацией ЛНР и ДНР) совместно с Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных (третейских) решений 10.06.1958 [18] в то же самое время договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, торговым делам (позволяющих признать и привести в исполнение иностранные судебные решения) заключены лишь с 41 государством из 192 (194) [19], что фактически означает, что решения судов многих государств в Российской Федерации и за ее пределами не будут признаны и приведены в  исполнение, а значит и права граждан и организаций не будут защищены.  С рядом государств договоры планировалось заключить, однако они так и не были заключены, хотя к этому имелись предпосылки к примеру декларация о намерениях по сотрудничеству в области оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам между Министерством юстиции Российской Федерации и Департаментом юстиции и полиции Швейцарской Конфедерации 1994 года [20], на что обращают внимание и некоторые авторы, к примеру О.Г. Григорьева [21].

Часто, действия Российской Федерации были направлены лишь на ухудшение взаимодействия в юрисдикционной правовой экономической сфере, к примеру по реформе третейского судопроизводства по закону «Об арбитраже» [22], согласно которому были введены требования о получении российскими арбитражами разрешения Правительства РФ на работу, получения иностранными арбитражными учреждениями разрешения на администрирование третейского разбирательства в России по ряду дел, что привело к формированию странной правоприменительной практики (решение по делу № А40-219464/16-52-430[23]), уходу большей части трансграничных споров из России и ряду иных негативных последствий [24].

В настоящее время действия части стран ОБСЕ и России на международно-правовом уровне не направлены на поиск возможных решений проблемы, так примером является заявление МИД РФ о выходе России из Совета Европы [25], исключении России из ПАСЕ [26], а также высылка дипломатов из Российской Федерации и ряда государств ОБСЕ начиная с 2020 года по настоящее время [27][28][29], что противоречит позиции, которой придерживались дипломаты прошлого, к примеру А.Ф. Добрынина, который указывал, что дипломатия это наука возможного, не стоит сбиваться на эмоции из-за негативных событий [30, с. 2], данными действиями часть стран ОБСЕ и Россия лишают себя потенциальных возможностей благоприятно воздействовать на происходящее. Введение санкций из-за операции по защите Донбасса также не является рациональным, так как аналогичные конфликты в период XX-XXI века являются нормальным явлением [30 с.45, 113, 140 и др.]. Однако предпринимателями Европы и России, видится, что обрывать экономические связи между странами преждевременно, что приводит к заявлениям об уходе, но фактическому осуществлению деятельности [31], параллельному импорту [32].

Отсутствие правовых связей в России стараются компенсировать, внесенным законопроектом «О внешней администрации по управлению организацией» [33], который устанавливает, что судом в отношении организаций оставленных без управления или заявившим о прекращении деятельности, более 25 % уставного капитала которых владеют иностранные  лица недружественных государств, будет введена внешняя администрация управляющей организацией. В тоже самое время, стоит согласиться с позицией РССП, ФНС РФ [34], ЦБ РФ [35]  согласно которой данный законопроект является слишком жестким и не предусматривает, что иностранные организации хотят остаться на российском рынке, но ограничены в этом действиями своих государств и общественности. Как верно отмечает РССП принятие данного законопроекта приведет к многочисленным судебным спорам, длительным судебным разбирательствам, законопроект снизит инвестиционную привлекательность Российской Федерации в будущем и приведет к нанесению ущерба иностранным компаниям, установление планки владения 25 % уставного капитала иностранными лицами нерационально, так как не позволяет блокировать хозяйственную деятельность предприятия в России иностранным лицом, что нанесет ущерб владельцам компании в России, негативны широкие пределы усмотрения Правительства РФ по установлению новых оснований введения внешней администрации, нерациональна возможность временной администрации провести замещение активов продажей принадлежащей организации бизнеса в сжатые сроки сделав невозможным возвращение иностранной организации в России и ряд иных проблем [36]. На основании данного законопроекта и ряда иных факторов, возникает мысль, что о возвращении иностранного бизнеса в Россию никто не задумывался и такую возможность не предусматривал, что является неправильным [37].

Подводя итог стоит сказать, что действия части стран ОБСЕ и Российской Федерации направлены на разграничение рынков. О возможности восстановлении системы экономической европейской безопасности и нормализации отношений между Российской Федерацией и частью стран ОБСЕ сложно говорить в связи с утратой направлений, над которыми работал БКЭЭД. В случае желания восстановить экономическую безопасность в Европе объективным направлением будет создание система исключения экономических рисков неблагоприятных последствий, путем минимизации потерь предпринимателей и граждан, осуществляющих трансграничную деятельность на территории Российской Федерации и государств ОБСЕ, и ограничения возможности действий России и государств ОБСЕ путем экономического давления друг на друга. Одним из направлений этого будет правовое обеспечение трансграничной деятельности, установление гарантий трансграничным организациям и лицам, с ними взаимодействующим, а также установление возможности правовой защиты, включая развитие института признания и приведения в исполнение иностранные судебные и третейских решения на территории государств ОБСЕ и Российской Федерации, что будет положительно воспринято экономическими субъектами и уменьшит преднамеренное нанесение им ущерба, так как иначе возникнет ситуация, когда предприниматели в будущем будут опасаться выходить на указанные рынки товаров и услуг, так как не смогут защитить свои права в случае давления стран ОБСЕ и (или)  Российской Федерацией и потеряют вложенные денежные средства и иные ресурсы.

Библиографический список:

  1. Документ Боннской конференции по экономическому сотрудничеству в Европе, проведенной во исполнение соответствующих положений итогового документа венской встречи совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1990 года [Электронный ресурс] // URL: https://www.osce.org/files/f/documents/8/e/14086.pdf (дата обращения 12 марта 2022 года);
  2. Парижская хартия для новой Европы (Итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Париже) 21 ноября 1990 года // действующее международное право в 3т. М.: МНИМП, 1996 том 1;
  3. Cтамбульский документ 1999 года / Хартия европейской безопасности, Стамбул, ноябрь 1999 года [Электронный ресурс] // URL: https://www.osce.org/files/f/documents/7/1/39573.pdf (дата обращения 12 марта 2022 года);
  4. Экономическое измерение ОБСЕ [Электронный ресурс] // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_organizations/procie-universal-nye-organizacii/1732818/ (дата обращения 12 марта 2022 года);
  5. The UK's Overseas Territories and sanctions against Russia [Электронный ресурс] // URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-9485/CBP-9485.pdf (дата обращения 14 марта 2022);
  6. Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций"// Российская газета, N 43, 01.03.2022
  7. Энергокомпания на востоке ФРГ объявила о банкротстве из-за роста цен на энергоносители [Электронный ресурс] // https://tass.ru/ekonomika/12657819 (дата обращения 14 марта 2022);
  8. Поставщики компаний с госучастием освобождаются в 2022 году от штрафных санкций за неисполнение договоров в связи с введением внешних ограничений [Электронный ресурс] // URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37801-postavshchiki_kompanii_s_gosuchastiem_osvobozhdayutsya_v_2022_godu_ot
    _shtrafnykh_sanktsii_za_nyeispolnenie_dogovorov_v_svyazi_s_vvedeniem_vneshnikh_
    ogranichenii
    (дата обращения 14 марта 2022);
  9. Илон Маск сообщил, что его компании столкнулись с давлением инфляции [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/ekonomika/14057863 (дата обращения 14 марта 2022);
  10. Россия введет временный запрет на экспорт зерновых и сахара [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/ekonomika/14030973 (дата обращения 14 марта 2022);
  11. Transcript: The Path Forward: David Malpass, President, World Bank Group [Электронный ресурс] // URL: https://www.washingtonpost.com/washington-post-live/2022/03/14/transcript-path-forward-david-malpass-president-world-bank-group/ (дата обращения 15 марта 2022)
  12. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р <Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц> // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 07.03.2022;
  13. Решением Арбитражного суда Кировской области от 03 марта 2022 г. по делу №А28-11930/2021 [Электронный ресурс] // URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/a45fa186-05bb-43b5-87d9-1f0d3b640142/bb9af9d9-9daf-4994-9b37-02510206c18e/A28-11930-2021_20220303_Reshenie.pdf?isAddStamp=True (дата обращения 14 марта 2022);
  14. Определение о приостановлении исполнения судебного акта Арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2022 по делу № А40-149699/2021 [Электронный ресурс] // URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/b1bcfd08-5abe-435f-a245-24d9ecbe345b/033d1aea-e492-4adb-84a3-22b74ffc2f96/A40-149699-2021_20220311_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (дата обращения 15 марта 2022);
  15. Засемкова О. Ф. «Судейская Конвенция» как новый этап на пути признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений // Lex Russica. 2019. №10 (155).
  16. Convention of 2 July 2019 on the Recognition and Enforcement of Foreign Judgments in Civil or Commercial Matters Explanatory Report by Text adopted by the Twenty-Second Session [Электронный ресурс] // URL: https://assets.hcch.net/docs/a1b0b0fc-95b1-4544-935b-b842534a120f.pdf (дата обращения 11 марта 2022 года.)
  17. Акира Кавамура: японский арбитраж открыт для всех [Электронный ресурс] // URL: http://rapsinews.ru/international_publication/20150622/273980923.html (дата обращения 12 марта 2022 года);
  18. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР N 46, 1960 год
  19. Иностранные государства, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры [Электронный ресурс] // URL: https://to76.minjust.gov.ru/ru/inostrannye-gosudarstva-s-kotorymi-rossiyskoy-federaciey-zaklyucheny-mezhdunarodnye-dogovory-0 (дата обращения 12 марта 2022 года);
  20. Декларация о намерениях по сотрудничеству в области оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам между Министерством юстиции Российской Федерации и Департаментом юстиции и полиции Швейцарской Конфедерации // Сборник международных договоров по оказанию правовой помощи М., 1996 год.;
  21. Григорьева О. Г. Сотрудничество России и Швейцарии в частно-правовой сфере // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. №2.;
  22. Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" от 29.12.2015 N 382-ФЗ // Российская газета, N 297, 31.12.2015
  23. Определение арбитражный суда города Москвы по делу № А40-219464/16-52-430 [Электронный ресурс] // URL: http://arbitrage.ru/i/comm/449_1716/_______.pdf (дата обращения 14 марта 2022);
  24. Третейского не дано [Электронный ресурс] // URL:https://www.kommersant.ru/doc/5052763 (дата обращения 11 марта 2022);
  25. Заявление МИД России о запуске процедуры выхода из Совета Европы [Электронный ресурс] // URL: https://www.mid.ru/tv/?id=1804379&lang=ru (дата обращения 16.03.2022);
  26. ПАСЕ проголосовала за исключение России из Совета Европы [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/politics/16/03/2022/62303f9f9a7947c844aba503 (дата обращения 16.03.2022);
  27. Интервью Посла России в Болгарии Э.В.Митрофановой телеканалу «NOVA», 26 октября 2021 года [Электронный ресурс] // URL: https://mid.ru/ru/press_service/publikacii-i-oproverzenia/publikatsii/1785460/ (дата обращения 11.03.2022);
  28. Случаи высылки российских дипломатов из разных стран в 2021 году [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/info/11180347 (дата обращения 11 марта 2022);
  29. Россия высылает из страны трех словацких дипломатов [Электронный ресурс] // URL: https://www.1tv.ru/news/2020-08-31/392430-rossiya_vysylaet_iz_strany_treh_slovatskih_diplomatov (дата обращения 11 марта 2022);
  30. Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962 - 1986 гг.) М.: Автор, 1996. - 688 с.
  31. Переобуться, чтобы вернуться: Какие компании хотят остаться в России, несмотря на санкции [Электронный ресурс] // URL: https://life.ru/p/1482641 (дата обращения 29 марта 2022 года);
  32. Бренд складу не хозяин [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5281876 (дата обращения 29 марта 2022 года);
  33. Проект федерального закона «О внешней администрации по управлению организацией» [Электронный ресурс] // URL: https://zakon.ru/Tools/DownloadFileRecord/26066 (дата обращения 15 марта 2022 года);
  34. ФНС предлагает расширить внешнее управление для ушедшего из РФ бизнеса [Электронный ресурс] // URL: https://pravo.ru/news/239806/ (дата обращения 29 марта 2022);
  35. Банкротство: MustRead. Санкции - выпуск 2 [Электронный ресурс] // URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/bankruptcy-must-read/bankrotstvo-mustread-sanktsii-vypusk-2/ (дата обращения 29 марта 2022);
  36. РСПП предложил оставить уходящим инвесторам шанс вернуться на российский рынок [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5252212?tg (дата обращения 13 марта 2022)
  37. Адвокаты проанализировали поправки о введении внешнего управления в иностранных компаниях в России [Электронный ресурс] // URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/advokaty-proanalizirovali-popravki-o-vvedenii-vneshnego-upravleniya-v-inostrannykh-kompaniyakh-v-rossii/ (дата обращения 15 марта 2022)
12 мая 2022
15 просмотров
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie