Готовое решение [rms] Corporation
+7(8442) 96-64-69
400066 г. Волгоград, ул. Мира, 15 (для почтовой корреспонденции)

Гражданское общество – двигатель новой системы европейской безопасности

Вильчинский Антон
Аспирант 1 курса
Дипломатической академии МИД России,
эксперт Института актуальных международных проблем
г. Москва 

Гражданское общество – двигатель новой системы европейской безопасности

В настоящее время существует высокая степень неопределенности перспектив формирования единой безопасности на европейском пространстве при участии России. Отказ США и НАТО от российских предложений по безопасности на рубеже 2021-2022 гг. выявил различия в понимании Москвой и Брюсселем принципа неделимости безопасности. Начало специальной операции РФ на территории Украины 24 февраля 2022 г. значительно осложнило успешное продвижение переговоров на официальном уровне между Россией и странами «коллективного запада». Взаимное недоверие препятствует эффективному взаимодействию на межправительственном уровне.

В марте 2022 г. Европейский союз опубликовал документ под названием «Стратегический компас», который стал первой доктриной ЕС, посвященной вопросам обороны [5]. Это показывает сохранившийся интерес Брюсселя к стратегической автономности от США в военной сфере. Программа, которая разрабатывалась до начала украинской спецоперации РФ, была скорректирована, а на первый план была вынесена угроза со стороны России. Это еще более затрудняет возможности возвращения к обсуждению единой европейской безопасности.

Совокупность обозначенных условий предопределяет важность и актуальность поиска возможностей для формирования деполитизированного взаимодействия, направленного на разработку новой системы общеевропейской безопасности. В работе выдвигаются определенные предложения по созданию каналов диалога для сотрудничества между Россией и странами Европы преимущественно через механизмы общественной дипломатии и широкого вовлечения объединений гражданского общества.

Россия как неотъемлемая часть европейской безопасности

Значение России в формировании новой системы европейской безопасности невозможно переоценить. В первую очередь, РФ – член «ядерной пятерки», во-вторых, Россия граничит со странами Центральной Азии, которые могут быть подвержены угрозе со стороны Ближнего Востока (развитие идей радикального терроризма, наркотрафик). Создание модели безопасности с участием РФ позволит заложить единую стратегию борьбы против общих вызовов, исходящих от нестабильного ближневосточного региона. Тем не менее, на данный момент, важнейшими функциональными препятствиями во взаимодействии РФ и НАТО в сфере безопасности являются:

  1. Отсутствие стабильного доверия между Россией и западными странами;
  2. Отсутствие единого понимания принципа неделимой безопасности;
  3. Отсутствие эффективных многосторонних механизмов взаимодействия в сфере безопасности по линии военных, политиков и ученых;
  4. Попытки построить собственную безопасность за счет другого.

Именно формирование стабильного диалога и эффективных механизмов взаимодействия в рамках РФ-НАТО по вопросам установления общей системы безопасности, контроля над вооружениями, а также укрепления международной системы нераспространения оружия массового поражения является ключевой задачей в контексте решения проблемы единой европейской безопасности.

Кризисные узлы в отношениях между Россией и НАТО в сфере безопасности

Переходя к анализу межправительственного взаимодействия России и стран запада по вопросам безопасности, стоит выделить, что формирование эффективного диалога РФ и НАТО по созданию единой модели европейской безопасности на данный момент осложняется рядом политических факторов:

  • Украинский кризис и взаимные санкции;
  • Обвинения России в оккупации Крымского полуострова;
  • Обвинения РФ в проведении централизованных кибератак и вмешательстве в электоральные процессы;
  • Отсутствие взаимодействия по линии НАТО-ОДКБ и ОБСЕ-ОДКБ;
  • Закрытие постоянного представительства РФ при НАТО;
  • Выход России из Совета Европы;
  • Выход США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности, Договора по открытому небу.

Академик А. Арбатов в марте 2022 г. скептически оценил возможности для новой системы европейской безопасности. При этом, ученый отметил важность сохранения диалога «между военными командованиями» РФ и НАТО в любых условиях [2]. Несмотря на это, в среднесрочной перспективе после завершения российской специальной операции на территории Украины существуют перспективы формирования нового диалогового формата РФ-ЕС по вопросам поиска вариантов для укрепления безопасности с последующим подключением к переговорам НАТО. Необходимо отодвинуть на второй план имеющиеся несовпадения в политических интересах и сделать акцент на единой общей проблеме. В частности, правовые рамки двусторонних отношений Москвы и Брюсселя фиксируют вопрос безопасности как один из важнейших. В «Соглашении о партнерстве и сотрудничестве Евросоюза и России», заключенном в 1994 г. и дополненном в 2004 г., были обозначены 4 «дорожные карты» сотрудничества, одной из которых является «внешняя безопасность» [4].

В условиях возникновения новых вызовов и рисков, которые выходят за рамки традиционных военных угроз, растет значимость более гибкого взаимодействия между Россией и западными институтами для выработки совместных ответов на актуальные проблемы вне зависимости от имеющихся политических разногласий. В связи с низким уровнем доверия на официальном уровне особую значимость приобретает неправительственный, прежде всего экспертный уровень дипломатии. Именно он может стать двигателем формирования будущей системы единой европейской безопасности.

Гражданский диалог как основа формирования будущей общеевропейской безопасности

Во-первых, одним их эффективных механизмов диалога и взаимодействия РФ-ЕС по вопросам общей безопасности мог бы стать формат дискуссии независимых военных экспертов от России и Европейского союза с целью недопущения политизации диалога. В среднесрочной перспективе возможно привлечение представителей академического общества США, а в долгосрочной – создание многостороннего форума по развитию системы безопасности на основе взаимодействия ученых из стран НАТО, ОБСЕ и ОДКБ. Именно независимые эксперты могут стать теми наиболее влиятельными и авторитетными лицами, которые покажут миру и государственным лидерам опасность расширения гонки вооружений и проведения секретных разработок или испытаний. В будущем, в случае эффективного функционирования диалога ученых в рамках РФ-ЕС стоит рассмотреть формирование многостороннего специализированного форума, на котором будут рассматриваться вопросы евразийской безопасности с подключением к участию стран-членов Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации стран Юго-восточной Азии. Подобная стратегия отвечает обозначенным В.В. Путиным на саммите АТЭС в 2020 г. задачам по формированию Большого евразийского партнерства [3].

Во-вторых, не менее значимым форматом для продвижения взаимодействия на уровне гражданского общества может стать создание специализированной неправительственной общественной организации. Формирование такого института позволит объединить гражданских активистов как России, так и стран Европы, заинтересованных в разрешении кризиса в отношениях между Москвой и западом. В частности, ученые В.Н. Добровольский и О.Г. Карпович также подчеркивают важность неправительственного трека в нормализации отношений РФ и ЕС [1]. Подобные позиции разделяются и некоторыми западными экспертами. В докладе Европейского совета по международным отношениям от 25 марта 2022 г. подчеркивается необходимость взаимодействия по линии гражданских обществ с целью преодоления кризисных узлов [6].

На примере работы правозащитных и природоохранных организаций наблюдается рост осведомленности масс о проблемах окружающей среды или нарушениях прав человека. Появляется необходимость в создании организации аналогичной «Greenpeace» или «WWF» с целью привлечения российских и европейских экспертов, а также иных заинтересованных лиц для решения общей проблемы и стимулирования переговоров между РФ и ЕС по формированию единой архитектуры будущей европейской безопасности. Организация будет проводить научно-аналитические исследования, а также поддерживать общественные мероприятия, направленные на преодоление разногласий и непонимания между РФ и «коллективным западом». Таким образом, в условиях кризиса доверия в отношениях России и стран Европы именно гражданская платформа может стать отправной точкой для построения будущего многостороннего взаимодействия в сфере безопасности.

Заключение

Необходимо отметить, что будущее европейской безопасности должно быть построено на взаимодействии трех систем:

  1. Евро-атлантической безопасности – НАТО;
  2. Постсоветской безопасности – ОДКБ;
  3. Объединяющей системы для 1 и 2 – ОБСЕ.

При этом, должна осуществляться поддержка гражданских объединений и различных общественных организаций, которые смогут предотвратить чрезмерную политизацию вопросов о построении системы безопасности вместе с Россией. Ввиду того, что именно гражданские общества имеют наибольшую заинтересованность в недопущении эскалации военной напряженности, интернациональные общественные движения могут оказаться одним из наиболее эффективных механизмов по активизации взаимодействия РФ, ЕС и НАТО в сфере формирования единой модели безопасности.

С помощью международных гражданских объединений необходимо расширять осведомленность масс о проблеме безопасности на европейском пространстве. Подобные организации смогут призывать РФ и НАТО к преодолению имеющихся противоречий и созданию широких переговорных форматов по вопросу будущей архитектуры безопасности. Формирование односторонних систем безопасности не исключит их постоянное противоборство и склонность к взаимным опасениям, а широкое партнерство будет способствовать нахождению общего взаимовыгодного решения. Активное применение инструментов общественной дипломатии наряду с развитием взаимодействия между гражданскими обществами России, стран Европы и США может сыграть ключевую роль в возобновлении предметного диалога о будущей структуре безопасности на европейском пространстве, а в долгосрочной перспективе и на всем евразийском континенте.

Библиографический список:

  1. Добровольский В.Н., Карпович О. Г. Неизменные приоритеты и новые задачи дипломатии // Международная жизнь. – 2021. – №4. – C. 58-67.
  2. О будущей архитектуре европейской безопасности можно только мечтать // Независимая газета, 13.03.2022. URL: https://www.ng.ru/courier/2022-03-13/9_8389_architecture.html (дата обращения: 22.03.2022).
  3. Путин В.В. Выступление на саммите АТЭС // Сайт Президента Российской Федерации, 20.11.2020. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64454 (дата обращения: 23.03.2022).
  4. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации, 1994. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900668 (дата обращения: 20.03.2022).
  5. A Strategic Compass for Security and Defence // European External Action Service, 22.03.2022. URL: https://eeas.europa.eu/sites/default/files/strategic_compass_en3_web.pdf (accessed: 25.03.2022).
  6. Bild C., Gressel G., Liik K., Popescu N. Push back, contain, and engage: How the EU should approach relations with Russia // European Council on Foreign Relations, 25.03.2022. URL: https://ecfr.eu/publication/push-back-contain-and-engage-how-the-eu-should-approach-relations-with-russia/?amp (accessed: 26.03.2022).

 

12 мая 2022
91 просмотр
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie