Готовое решение [rms] Corporation
8(8442) 96-64-69
400131 г. Волгоград, ул. Мира, 15 (для почтовой корреспонденции)

«Интересно увидеть Россию через призму инокультурного восприятия»

«Интересно  увидеть Россию через призму инокультурного восприятия»

«Интересно увидеть Россию через призму инокультурного восприятия»

В Волгограде завершается международный молодежный конкурс эссе на тему «Видение России: в поисках роли в меняющемся мире». Что думают о нем координаторы проекта в вузах Волгограда?

Некоммерческая организация «Волгоградский центр международного гуманитарного сотрудничества» (АНО «ВЦМГС») создана в Волгограде весной 2019 года. В феврале 2020 года заявка ВЦМГС на организацию своего первого проекта была одобрена Фондом президентских грантов и получила соответствующее финансирование. Идею также поддержали Комитет экономической политики и развития Администрации Волгоградской области и Волгоградское областное отделение Русского географического общества.

Проект «Международный молодежный конкурс эссе на тему «Видение России: в поисках роли в меняющемся мире» («Vision of Russia: in search of the role in changing world») начал реализовываться в Волгограде с 1 марта 2020 года с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президенстикх грантов. В конкурсе приняли участие иностранные студенты, обучающиеся в вузах Волгограда - таких студентов в городе более трех тысяч. К участию в конкурсе подключились крупнейшие вузы: Волгоградская Академия МВД РФ, аграрный, социально-педагогический, технический и медицинский государственные университеты. На сайтах вузов была размещена соответствующая информация и назначены специальные координаторы, помогавшие студентам подготовиться к конкурсу.

Конкурс проходил с 1 марта по 30 апреля 2020 года. Участники подали заявки координаторам в вузах и непосредственно в оргкомитет Волгоградского центра международного гуманитарного сотрудничества. Затем студенты подготовили эссе на заданную тему на русском языке и предоставили свои работы координаторам в вузах.

Председатель Комитета экономической политики и развития Администрации Волгоградской области Г.В. Быкадорова, выступившая в качестве партнера проекта, отметила, что конкурс «положительно повлияет на имидж Волгограда и будет способствовать привлечению в вузы города иностранных студентов, а также поможет университетам в организации научно-исследовательской и воспитательной работы. Развитие взаимодействия между органами власти, университетами и автономными некоммерческими организациями в рамках проекта станет основой для разработки более масштабного проекта по направлению «Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников в 2020 году».

14 мая в Волгограде прошло онлайн- собрание оргкомитета в рамках проекта «Международный молодежный конкурс эссе «Видение России: в поисках роли в меняющемся мире». В нем приняли участие представители АНО «Волгоградский центр международного гуманитарного сотрудничества», Комитета экономической политики и развития Администрации Волгоградской области, Волгоградской Академии МВД РФ, Волгоградского государственного аграрного университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Волгоградского государственного технического университета, Волгоградского государственного медицинского университета.

Были обсуждены промежуточные итоги реализации проекта и принято решение об изменениях в проекте в связи с ограничениями из-за пандемии коронавируса. В связи с невозможностью проведения массовых мероприятий было решено перевести последующие мероприятия проекта в онлайн-формат.

Оргкомитет конкурса отметил, что на конкурс поступило 78 работ от студентов пяти вузов Волгограда из 21 страны мира. В своих работах молодые люди выразили свое личное видение России с учетом опыта пребывания, поделились впечатлениями, вспомнили историю отношений между странами. Некоторые участники конкурса из стран СНГ привели истории своих семей, связанные с 75-летием окончания Великой Отечественной войны, а также современное видение отношений между странами и перспективой развития таких отношений.

В ходе подведения промежуточных итогов конкурса пресс-служба АНО «ВЦМГС» провела групповое интервью с координаторами конкурса из вузов Волгограда. Приводим ответы участников интервью на предложенные им вопросы.

1. Конкурс на финальной стадии. Какой опыт вы лично приобрели, участвуя в его организации

Фатеева Юлия Геннадьевна, координатор конкурса в ВолгГМУ: - Новый опыт связан со сложившейся ситуацией: организация подобного проекта в условиях дистанционного взаимодействия. Замена непосредственного общения с участниками на виртуальное отчасти осложнило подготовку, однако облегчило в части контроля: при большом объеме поступающих работ тот факт, что любой контакт фиксируется, способствовал более точной фиксации прогресса и результатов.

Правдикова Анна Вадимовна, координатор конкурса в ВГСПУ: - Новый для меня опыт состоял в координировании взаимодействия между студентами, преподавателями и организаторами конкурса в удалённом формате. Мне как работнику деканата часто приходится выполнять организаторскую работу, но данные условия оказались необычными.

Гришина Галина Николаевна, координатор конкурса в Волгоградском ГАУ: - Оказалось, что при организации конкурса удалось понять и выработать определённые формы пробуждения интереса у иностранных студентов к важным вехам истории России и традициям русского народа, современным вопросам, в том числе политики России в отношении стран Азии и Африки, а также развитию нашей великой страны.

Белякова Лариса Федоровна, преподаватель ВолгГТУ: - Не могу сказать, что данный конкурс отличается чем-то от других. Иностранные студенты нашего вуза участвуют в 8-10 конкурсах в год, включая федеральные, региональные и пр. Даже в период дистанционного обучения мы приняли участие в двух – в МГУ к 75-летию Победы и в олимпиаде по русскому языку в Тамбовском университете (в МГУ вошли в число победителей, в Тамбове – в число лауреатов). Ежегодно наш вуз организует межвузовский конкурс-фестиваль для иностранных студентов «Берега».

Аверьянова Наталья Анатольевна, координатор конкурса ВолгГТУ: - Наши студенты на протяжении многих лет активно участвуют в различных языковых, творческих, научных конкурсах и олимпиадах, поэтому опыт был приобретён до этого проекта.

2. Можете ли вы привести примеры наиболее ярких впечатлений от общения с участниками конкурса и от знакомства с представленными на конкурс работами?

Фатеева Юлия Геннадьевна, координатор конкурса в ВолгГМУ: - Несмотря на многолетний опыт работы со иностранными студентами, не обошлось без открытий: конкурс дал возможность участникам открыто высказать свою точку зрения, не всегда лояльную по отношению к стране; интересно было увидеть Россию через призму инокультурного восприятия. Очень понравился тот факт, что многие участники обращали внимание на незначительные с точки зрения аборигена детали культуры и быта, видели в них свидетельства мощи и нравственных основ русской культуры.

Правдикова Анна Вадимовна, координатор конкурса в ВГСПУ: - Для меня стало неожиданностью желание участвовать в конкурсе слушателей подготовительного отделения, учитывая их небогатый опыт в общении на русском языке. При этом я считаю, что как раз слушатель Олама Онамбеле Франсуа из Камеруна представил одну из лучших работ. Если для остальных участников требуемый объем эссе представлял затруднения, его работу пришлось даже сократить. При этом он проанализировал много материала и высказывал оригинальные суждения.

Гришина Галина Николаевна, координатор конкурса в Волгоградском ГАУ : - Наиболее яркие примеры связаны с работами, в которых анализируются культурные традиции страны участника проекта и русского народа. Другим примером является, в целом, хорошее понимание различных экологических аспектов: сохранность лесов, полей, рек и ужасающих последствий загрязнения воздушной и водной среды.

Белякова Лариса Федоровна, преподаватель ВолгГТУ: - Мои студенты очень ответственно подошли к теме, постарались сконцентрировать всю известную им информацию и использовать весь свой опыт участия в открытых письменных турах олимпиад.

Аверьянова Наталья Анатольевна, координатор конкурса ВолгГТУ : - Порадовало, что каждый из наших участников подошёл к работе творчески, смог передать свои впечатления о студенческой жизни в России, об истории и культуре нашей страны. Студенты осознают ведущую роль России в современном мире: многие из них сделали осознанный выбор: учиться именно в Волгограде: понимают важность и перспективность отношений своих стран с Россией, необходимость поддерживать дружественные отношения.

3. Как вы считаете, был ли проект полезным для его организаторов и участников? Есть ли будущее у таких начинаний ?

Фатеева Юлия Геннадьевна, координатор конкурса в ВолгГМУ: - Проект был полезен, бесспорно. Участники получили возможность узнать и научиться чему-то новому (отбор информации, самостоятельный ее поиск), поиск направления собственного эссе и обдумывание его содержания расширили границы знаний о России, преодолеть имеющиеся у многих участников стереотипы, необходимость самостоятельно анализировать данные не в пределах профессии, а с точки зрения обычного мыслящего человека, дало возможность развить собственные аналитические способности, речь. Особое значение, полагаю, имеет соревновательный момент (многие нацелены на победу), но самым главным, полагаю, можно считать возможность быть услышанным, возможность взаимодействовать с другой культурой, возможность «критиковать» ее. Хотя большая часть работ показала, что иностранные студенты принимают русскую культуру.

Для организаторов также полезно узнать мнение иностранных граждан о стране, в которой мы все живем, дать возможность им высказаться. Конечно, полезным оказался и опыт взаимодействия с представителями иных культур с точки организаторской зрения.

Полагаю, стоит отметить и значение данного конкурса для представителей русского народа в широком смысле: посильное участие иностранных студентов в общественной жизни города (и страны) создает положительных образ представителя иной культуры в сознании русского человека.

Правдикова Анна Вадимовна, координатор конкурса в ВГСПУ: - Да, будущее у таких начинаний есть. Мне кажется, стимулирование иностранных студентов к самостоятельному анализу и формированию собственных представлений о России должно способствовать большей открытости восприятия и непредвзятости суждений. С другой стороны, и организаторам полезно услышать мнения о нашей стране от: тех, кто проучился здесь какое-то время.

Гришина Галина Николаевна, координатор конкурса в Волгоградском ГАУ: - Проект, безусловно, полезен, но, по-видимому, целесообразно его расширить путём большей детализации через отдельные темы: природа, искусство, культура, наука образование и т.д.

Белякова Лариса Федоровна, преподаватель ВолгГТУ: - С языковой точки зрения, всякий проект полезен. Однако проект предполагал исследования в той области знаний, которая ближе студентам гуманитарных специальностей, если иметь в виду серьёзную научную работу с соответствующим научным аппаратом. Для этой цели двух-трёх месяцев мало. Надо задать тему в качестве курсовой работы в начале года или семестра. Тогда и подход будет соответствующий. А будущее есть у всего, что делается серьёзно.

Аверьянова Наталья Анатольевна, координатор конкурса ВолгГТУ : - Участники конкурса в процессе написания работы больше узнали об истории и культуре России, о героях Великой Отечественной войны, о взаимоотношениях России с другими странами.

4. Возникали ли какие-то проблемы при реализации проекта в вузах? Если да, то какого рода и как вы их решали?

Фатеева Юлия Геннадьевна, координатор конкурса в ВолгГМУ: - Многие участники оказались не готовы к самостоятельному поиску информации, научность и доказуемость выводов для многих стала непреодолимой проблемой. Проводились консультации, предлагались источники, но, как показала практика, студенты не охотно работают в пределах рекомендованной литературы (сказывается, полагаю, их недоверие ко всему официальному, подобные источники воспринимаются как устаревшие и «заказные», работающие на правительство. Но это общая проблема современной молодежи: сменились лидеры мнений, теперь истину студенты черпают в соцсетях) необходимость работать в пределах строгих требований (объем и наукоемкость работы) значительно сократило количество участников: из первоначального списка желающих отказались завершать работу около половины участников. Пришлось проводить срочный дополнительный рекрутинг. Данная проблема, полагаю, вызвана причинами: с одной стороны, студенты не готовы к самостоятельной научной деятельности, с другой, - они «устали» работать по книгам, в соответствии со строгими правилами, во внеаудиторной работе они ценят непосредственное общение, свободу творчества, т.к. иностранным студентам приходится учиться больше, чем русским (изучение многих предметов, абсолютно не связанных ни с их будущей профессией, ни с работой (история России, правоведение и пр.) вызывает наибольшие сложности: вся информация изучается «с нуля», потому что нет предыдущего опыта в некоторых науках.

Правдикова Анна Вадимовна, координатор конкурса в ВГСПУ: - Проблемы, конечно, возникали. В первую очередь, они связаны с общей ситуацией, в которой оказались все в этом году : невозможность непосредственного контакта, личных встреч. Но, как я уже сказала, это способствовало формированию нового опыта дистанционной организации работы.

Гришина Галина Николаевна, координатор конкурса в Волгоградском ГАУ: - На наш взгляд, проблема лишь одна – слишком широкий характер темы. В результате участники проекта испытывали затруднение в выборе интересующей их темы.

Белякова Лариса Федоровна, преподаватель ВолгГТУ: - Никаких проблем не возникало. Единственно, если студентов не мотивировать и не стимулировать, сами они вряд ли будут участвовать. Может быть, это будут один-два человека. Привлечение внимания к конкурсу – это труд преподавателей.

Аверьянова Наталья Анатольевна, координатор конкурса ВолгГТУ : - Проблемы и трудности были связаны с ситуацией изоляции. Удалённое консультирование потребовало определённых навыков общения, а поэтому и бОльшего количества времени, чем обычно. Часть участников, к сожалению, не смогли работать в таком режиме. Как решали? Общались всеми доступными способами.

5. Ваши пожелания по оптимизации и актуализации подобных проектов на ближайшую перспективу?

Фатеева Юлия Геннадьевна, координатор конкурса в ВолгГМУ: - Снизить градус научности, на научный проект труднее набрать достаточно большое количество желающих; сделать несколько номинаций (это поможет проанализировать предпочтения самих участников), оставить научный доклад как один из возможный вариантов участия. Разные варианты участия (тематика) будут способствовать увеличению масштаба мероприятия. Включать иностранных студентов в подобную деятельность необходимо. Хотелось бы, чтобы масштаб был чуть большим: не только писать, но и выступать, но и апробировать свои «находки» на открытой площадке: провести встречи и дискуссии, привлечь к участию и российскую молодежь. Наши ребята с удовольствием взаимодействуют с русскими (работают с сиротами, стариками, на основе волонтерского движения преподают английский и пр.). Они хотят делать что-то полезное, но и развлекаться любят. Экскурсия – это хорошо, но молодежь любит и фестивали. Быть может, стоит продумать масштаб мероприятия, которое включало бы и активный отдых. Формат летнего лагеря (даже на 2 выходных дне), где иностранные и российские студенты из разных университетов могли бы пообщаться во время и после официального взаимодействия.

Правдикова Анна Вадимовна, координатор конкурса в ВГСПУ: - Возможно, в будущем можно расширить круг тем для эссе или разделить их по категориям (например, политика, культура, общество и т.п.), чтобы участники могли выбрать то, что им ближе. Это позволит им больше раскрыться творчески.

Гришина Галина Николаевна, координатор конкурса в Волгоградском ГАУ: - Говоря о пожеланиях, отметим уже упомянутую детализацию и конкретизацию различных тем в зависимости от уровня языковой подготовки и личных предпочтений.

Белякова Лариса Федоровна, преподаватель ВолгГТУ: - Для такого проекта двух-трёх месяцев мало. Надо задать тему в качестве курсовой работы в начале года или семестра. Тогда и подход будет соответствующий.

Аверьянова Наталья Анатольевна, координатор конкурса ВолгГТУ : - На наш взгляд, подобную тему с целью получить аналитическую работу, интересно было бы предложить будущим историкам, политологам, философам, возможно, экономистам.

Елена Шаркова, менеджер по связям с общественностью АНО «ВЦМГС»
Волгоград, 5 июня 2020 г.

10 июня 2020
281 просмотр
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie