Готовое решение [rms] Corporation
8(8442) 96-64-69
400131 г. Волгоград, ул. Мира, 15 (для почтовой корреспонденции)

Александр Гаджиев
студент 4 курса, ИвГУ,
г. Иваново. Россия

                   
Уникальность международной идентичности ЕС
.      

В основе любой идентичности лежат общие ценности и идеи. Мы отлично можем распознать российскую, американскую, немецкую идентичность. Обществу, находящемуся внутри государства, довольно легко разделять общие ценностные ориентиры, в то время как региональному объединению нескольких национальных государств сделать это намного сложнее. В этом состоит проблема Европейского союза – ему сложно сформировать не разделенную, как лоскутное одеяло, состоящее из 28-ми идентичностей национальных государств, идентичность, а свою собственную европейскую или, если быть точным, «евросоюзскую» идентичность. Обладает ли он ею на данный момент и является ли она уникальной?

Европейская идентичность - это самосознание граждан Евросоюза, по своему содержанию это, прежде всего, политическая идентичность Европейского союза[1]. На мой взгляд, весьма крупный процент жителей ЕС не обладает самосознанием того, что они являются именно гражданами ЕС, а не, например, Франции или Германии.

С одной стороны, граждане Европейского союза действительно обладают общими ценностями и взглядами. Это можно встретить во многих документах. Так, впервые это было прописано в «Декларации о европейской идентичности», подписанной на саммите стран ЕЭС в Копенгагене в 1973 г. В ней сообщалось, что «Основными принципами институтов должны быть верховенство прав человека, соблюдение законов и демократия»[2]. Нельзя сказать, что эти общие разделяемые европейцами ценности были закреплены лишь на бумаге. Напротив, на практике они присутствовали и присутствуют по сегодняшний день. Например, мы можем видеть, как все страны-члены Евросоюза являются демократическими государствами с рыночной экономикой, где уважаются права человека и социальная справедливость. Таким образом, если определять идентичность, как это делает «Декларация о европейской идентичности», то ЕС, безусловно, обладает ей.

Однако, с другой стороны, идентичность ЕС, на мой взгляд, также должна определяться тем, с кем соотносят себя граждане, т.е. только со своим национальным государством или также и с Европейским союзом. В данном случае, согласно данным Евробарометра -  наиболее важного регулярного опроса общественного мнения в Европе – опрос «в какой степени нынешние европейцы идентифицируют себя с ЕС?» показал, что лишь 67% жителей ЕС в 2015 году чувствует себя гражданами Европейского союза[3]. По моему мнению, результат неутешительный, хотя и составляет больше половины граждан ЕС, т.к. многие авторы (С. Хенкин, например[4]) отмечают, что европейцы имеют тенденцию к множественной идентичности, что означает их положительный ответ на большинство вопросов об их идентичности.

Таким образом, резюмируя, хотелось бы отметить, что собственная идентичность у ЕС действительно присутствует, хотя и сталкивается с некоторыми проблемами, как, например, недостаточно высокий, на мой взгляд, процент граждан, относящих себя к гражданам ЕС. Все же остается открытым другой вопрос: уникальна ли международная идентичность?

Скорее да, чем нет. ЕС является региональным объединением, и зачастую на международной арене выступает, как единый актор. Мы можем заметить, что наднациональная составляющая ЕС довольно сильная и многие, хотя далеко не все, решения во внутренней политике ЕС принимаются супранациональными институтами Евросоюза. Более того, ЕС обладает прототипом министра иностранных дел – Верховный Представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Конечно, его полномочия уже, чем полномочия министра иностранных дел в каком-либо национальном государстве, но, тем не менее, наличие этой должности говорит о возможности ЕС представлять союз на мировой уровне и говорить от его лица. Таким образом, ЕС – полноценный игрок в мировой политике.

В этом состоит уникальность его международной идентичности – он является региональным объединением из 28 национальных государством, но вместе с тем представляет собой единое целое и играет серьезную роль в формировании архитектуры международных отношений.

Можно заметить, что вскоре могут появиться и другие подобные региональные наднациональные структуры – Африканский союз, например. На данный момент он обладает довольно слабыми наднациональными институтами, чтобы объединить всю Африку в единый регион и заниматься его управлением из единого центра. Поэтому на сегодняшний день его нельзя назвать полноценным актором мировой политики. Впрочем, это лишь подтверждает тезис о том, что международная идентичность ЕС на данный момент является уникальной.

В заключении хочется отметить, что ЕС – уникальная региональная структура с уникальной международной идентичностью. Однако его идентичность, как самосознания его граждан в качестве граждан ЕС, а не граждан национальных государств, недостаточно, на мой взгляд, сильная.

Список источников и литературы

  1. Источники
  • Declaration on European Identity. Copenhagen, 14 December 1973. URL: http://www.ena.lu/declaration_european_identity_copenhagen_14_december_1973-0200 02278.html. Дата обращения: 09.03.2020
  • 8Standard Eurobarometer 83. 05.2015 // European Comission.URL: http://ec.europa.eu/public_opinion/ archives/eb/eb83/ eb83_en.htm. Дата обращения: 09.03.2020 
  1. Литература
  • Ачкасов В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора. С. 47.
  • Симонова О. А. К формированию социологии идентичности // Социологический журнал. 2008. № 3. С. 49.
  • Хенкин С. Мозаика самоидентификации европейцев: как выстраиваются приоритеты // Перспективы. 15 сентября 2014. URL: http://www.perspektivy.info/srez/val/mozaika_samoidentifikacii_ jevropejcev_kak_vystraivajutsa_prioritety_20 14-09-15.htm. Дата обращения: 09.03.2020
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис; Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000.
  • Cerutti F. Towards the political identity of the Europeans: An introduction // A soul for Europe. On the political and cultural identity of the Europeans / Ed. by F. Cerutti and E. Rudolph – Leuven, 2001 – Vol. 1. 46 С. 74–75
    _________________________________  

[1]  Cerutti F. Towards the political identity of the Europeans: An introduction // A soul for Europe. On the political and cultural identity of the Europeans / Ed. by F. Cerutti and E. Rudolph – Leuven, 2001 – Vol. 1.

[2] Declaration on European Identity. Copenhagen, 14 December 1973. URL: http://www.ena.lu/declaration_european_identity_copenhagen_14_december_1973-0200 02278.html. Дата обращения: 09.03.2020

[3] 8Standard Eurobarometer 83. 05.2015 // European Comission.URL: http://ec.europa.eu/public_opinion/ archives/eb/eb83/ eb83_en.htm. Дата обращения: 09.03.2020

[4] Хенкин С. Мозаика самоидентификации европейцев: как выстраиваются приоритеты // Перспективы. 15 сентября 2014. URL: http://www.perspektivy.info/srez/val/mozaika_samoidentifikacii_ jevropejcev_kak_vystraivajutsa_prioritety_20 14-09-15.htm. Дата обращения: 09.03.2020
__________________

Александр Гаджиев является студентом Ивановского гсударственного университета, специальность "Международные отношения", занимается аналитикой в сфере европейских и трансатлантических исследований.

25 марта 2020
281 просмотр
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie