Готовое решение [rms] Corporation
гор. Тюмень. Пожалуйста, временно обращайтесь по адресу e-mail

Перспективы и первые итоги внешней политики администрации Дж. Байдена на Ближнем Востоке

Перспективы и первые итоги внешней политики администрации Дж. Байдена на Ближнем Востоке

Поляков Дмитрий
студент 4 курса, Институт международных отношений и мировой истории,
Национальный исследовательский Нижегородский
государственный университет им. Н.И. Лобачевского»,|
Нижний Новогород 
e-mail: dm.polyakov9@yandex.ru

Перспективы и первые итоги внешней политики
администрации Дж.Байдена на Ближнем Востоке

После прихода к власти новой администрации в США, важно определить ее ключевые внешнеполитические ориентиры. В данном контексте регион Ближний Восток не занимает лидирующих позиций. В списке приоритетов находится после Индо-Пацифики, Европы и Латинской Америки. На сайте предвыборной компании Дж.Байдена Ближнему Востоку уделено всего несколько предложений[i]. Многие тезисы типичны: борьба с терроризмом и сокращение американского контингента. Типичным является и обещание сохранять безопасность Израиля. Однако содержится и конкретное заявление о прекращении поддержки Саудовской Аравии в Йеменском конфликте. Данный тезис не единственный, который свидетельствует об отказе нынешней администрации от продолжения политики экс-президента. В предвыборных дебатах Дж.Байдена и Д.Трампа, первый критиковал своего оппонента за выход из СВПД. Более того, во многочисленных предвыборных интервью Дж.Байден высказывал несогласие со многими аспектами политики Трампа в регионе. Все это говорит о том, что американская ближневосточная политика подвергнется ревизии при новой администрации.

Важно упомянуть и персон, занявших ключевые посты, чье видение сыграет роль в принятии политического курса на Ближнем Востоке.

Вице-президентом США стала Камала Харрис. В целом ее ближневосточная позиция полностью соответствует видению Демократической партии, во многом противоположной политики Д.Трампа. Госдеп возглавил Энтони Блинкен. Новый глава внешнеполитического ведомства США на летнем форуме в Гудзоновском институте заявил, что США должны намного меньше уделять внимания Ближнему Востоку, чем в предыдущие эпохи[ii]. На пост Министра обороны назначен Ллойд Остин, знакомый с Ближнем Востоком во время своего руководства Центральным командованием ВС США. Советником президента по национальной безопасности назначен Джейк Салливан. Директором ЦРУ стал Уильям Бернс, который был послом не только в России, но и в Иордании, а в период руководства Госдепом К.Пауэллом был его помощником по Ближнему Востоку. Именно Дж.Салливан и У.Бернс, в период правления администрации Б.Обамы, проводили секретные переговоры с Ираном.

Важно отметить и фигуры, занявшие ключевые позиции в формировании региональной политики. Барбара Лиф назначена старшим директором Совета национальной безопасности по Ближнему Востоку и Северной Африке. Она обладает огромным опытом в ближневосточной политике США, ранее занимая пост высшего должностного лица Госдепартамента на Аравийском полуострове, была заместителем помощника Госсекретаря по Ираку, курировала иранское направление. Бретт Макгерк стал координатором СНБ по Ближнему Востоку и Северной Африке. Ранее политик занимал должность посланника международной коалиции по борьбе с ИГИЛ[iii]. Кроме того, он курировал процесс вооружения курдских сил в Сирии. До этого являлся помощником Госсекретаря по Ираку и Ирану. Принимал участие в процессе создания временной конституции Ирака. Соответственно, Джо Байден назначает двух опытных дипломатов, работавших в Ираке, на главенствующие позиции в области национальной безопасности.

Летняя повестка, заданная на Гудзоновском форуме Э.Блинкеном может определить ближневосточный курс на первом этапе президентства Джо Байдена. Позиция нового Госсекретаря схожа со многими аналитиками, связанными с администрацией президента США. В данном контексте Ближний Восток рассматривается не как стратегический актив, а как политическое бремя. 

Важно, что политика, выбранная администрацией на первом этапе, часто сигнализирует о том, какие положения только декларируются, а какие действительно выполняются. В данном случае, политические шаги в первые 100 дней администрации Дж.Байдена могут продемонстрировать очертание действительной ближневосточной политики США.

Для более детального анализа необходимо сделать конкретный акцент на отношениях со странами региона.

Иран

Вектор отношений с Ираном является одним из ключевых для новой ближневосточной политики. Во время правления Д.Трампа откровенно выделялась антииранская повестка. Первым зарубежным визитом 45-го президента США стала Саудовская Аравия, а из Эр-Рияда он отправился в Тель-Авив. Д.Трамп не только поощрял действия ближневосточных союзников против ИРИ, но и сам оказывал внешнее давление. Это и выход Соединенных Штатов из «ядерной сделки», и отключение Исламской Республики от системы SWIFT, атаки на шиитские «прокси-силы», эпилогом которых стала ликвидация командующего силами «аль-Кодс» КСИР К.Сулеймани. Под конец своего правления, Трамп инициировал «Авраамские соглашения», которые усилили антииранский полюс.

Джо Байден не только раскритиковал политику своего предшественника о выходе Америки из СВПД, но и намерен сесть за стол переговоров с Тегераном. В своей статье на Foreign Affairs новоизбранный президент Соединенных Штатов указал, что возвращение Америки в «ядерную сделку» является одной из мер, которая поможет противостоять иранской угрозе[iv]. За переговоры с Ираном высказывается и новый советник по национальной безопасности Дж.Салливан. В статье, написанной в соавторстве с ныне назначенным директором  ЦРУ У.Бернсом, утверждается, что политика «максимального давления», проводимая Трампом, провалилась. В противовес, Иран усилил провокации и возобновил ядерную программу[v]. Вместо этого, данный тандем призывает вернуть прежнюю политику «принудительной дипломатии», включающей не только давление, но и переговоры[vi]. Ключевым тезисом является, что Ядерная сделка, заключенная в 2015 году, должна была стать началом, а не концом дипломатии с Ираном. Характерно, что именно Бернс и Салливан отвечали за секретные переговоры с ИРИ в период администрации Обамы. 

В связи с этим, в апреле в Вене были начаты непрямые переговоры между США и Ираном, инициированные группой посредников. Были созданы две экспертные комиссии: по снятию санкций и по ядерным вопросам[vii]. Данный вариант переговоров предполагает поэтапное движение двух сторон для заключения финального соглашения. Однако  переговоры стоят перед угрозой попасть в западню.

Позиция Ирана по данному вопросу во многом раскрывается январским обращением рахбара А.Хаменеи, в котором подчеркивается, что Исламская Республика не вернется к соблюдению СВПД до полного снятия санкций со стороны США[viii]. В этой связи характерен предложенный Меджлисом ИРИ законопроект, запрещающий идти на уступки США по любому вопросу, кроме ядерной сделки[ix]. Кроме этого, в заявлении, сделанном по случаю празднования Новруза, А.Хаменеи подчеркнул невозможность доверия ни одной из администраций США[x]. Рахбар заявил, что в 2015г. Тегеран выполнил все свои обещания, в то время как Вашингтон отказался от санкций лишь де-юре, а де-факто продолжал препятствовать возвращению международного бизнеса в Иран. Была озвучена и официальная позиция ИРИ по вопросу СВПД: США должны сначала снять все санкции с ИРИ и дать время, во время которого страна сможет убедиться, что все положения выполняются, и только после этого Тегеран вернется ко всем условиям сделки. Важно, что в случае отказа США первыми пойти на уступки и снять санкции, иранскую сторону устраивает сложившаяся ситуация. По мнению А.Хамейни: «выжидание предпочтительнее поспешного принятия невыгодной сделки, как и произошло в случае с СВПД в 2015 году»[xi].

В иранском экспертном сообществе фигурирует мнение, что политика «максимального давления» Трампа мало отличается от нового курса Байдена[xii]. Необходимость политики «принудительной дипломатии», продвигаемой Дж.Салливаном и У.Бернсом трактуется, как «умное давление» с привлечением для этого европейских союзников из СВПД: Германии, Франции и Великобритании, и взаимопонимания с ними по данному вопросу. В этом контексте, новые переговоры трактуются, как один из методов давления на Иран.

С американской стороны, новой сделке препятствуют республиканцы в Конгрессе США. В конце апреля Республиканский исследовательский комитет представил «Закон о максимальном давлении»[xiii], который предполагает предоставление любых решений по Ирану на рассмотрение Конгресса, что ограничивает возможности новой администрации в переговорах по СВПД. Важно, что ключевую роль в данном проекте играет бывший госсекретарь Майк Помпео.

Что касается общей риторики двусторонних отношений США с Ираном, то новая администрация не питает иллюзий по поводу резкого улучшения в ней. Для Исламской Республики, Америка, наряду с Израилем, остается главным врагом. Данная позиция отражается и в идеи «исламского сопротивления» (араб. الإسلامية المقاومة), а именно сопротивления сионизму и империализму, в лице США. Данная позиция превалирует во всей «Оси сопротивления», где Тегеран главенствует. Хотя данная точка зрения не отражает все позиции в правящей элите Ирана, и уж тем более в обществе. Администрация Джо Байдена будет вынуждена соперничать с ИРИ в Леванте и решать угрозу безопасности для своих союзников в регионе, в большей степени для Израиля, Саудовской Аравии.

Турция

Отношения с одним из ключевых союзников в регионе, с Турцией, при новой администрации могут подвергнуться ревизии. Охлаждение в двусторонних отношениях начинало происходить еще в период позднего правления Б.Обамы из-за разногласий в Сирии. Именно тогда Джо Байден отметился высказыванием, в котором обвинил Турцию в создании ИГИЛ, за что потом пришлось извиняться[xiv]. Следующий период охлаждения отношений произошел при Д.Трампе, начиная с неудавшейся попытки государственного переворота летом 2016г, в котором Анкара обвиняла Вашингтон. В дальнейшем Турция закупила у России С-400, и страна не отказалась от своего выбора даже при санкционном давлении со стороны США и запрете на поставку истребителей F-35. Хотя именно в данный период, межличностные отношения между президентами были на порядок выше, чем при Б.Обаме.

Во время своей предвыборной компании Дж.Байден критиковал Р.Т. Эрдогана, называл президента Турецкой Республики «автократом»[xv]. В своем заявлении ныне избранный президент США обещал поддержать турецкую оппозицию не переворотом, а электоральным процессом. Сама же новая администрация США рискует столкнуться с активной политикой Анкары на различных направлениях, причем на многих из них интересы с Вашингтоном разнятся. Это и конфликт с Грецией в Восточном Средиземноморье, который внес расклад между членами НАТО. Одним из ключевых является курдский вопрос. Турция, в ходе трех военных операций на севере Сирии, показала, что намерена создать автономию на всей протяженности турецко-сирийской границы. Данная цель противоречит американскому видению. Более того, новая администрация США нацелена вернуться к взаимодействию с сирийскими курдами, как это было в период Б.Обамы. Под данную тенденцию подпадает и назначение Бретта МакГерка координатором СНБ по Ближнему Востоку и Северной Африке. Именно он считается ключевой фигурой в формировании курдского проекта и вооружении Отрядов народной самообороны (YPG)[xvi].

Возможно, знаковым является назначение Аманды Слоат Старшим директором по европейским делам в СНБ. Именно она являлась одним из главных специалистов по Турции и НАТО в Брукингском институте и Белферовском центре. А.Слоат неоднократно продвигала идеи в своих статьях, как следует выстраивать американо-турецкие отношения и как «привести Эрдогана в чувства»[xvii]. Именно ее идеи могут оказать влияние на принятие внешнеполитических решений в отношении Турции.

Вносит раскол в двусторонние отношения и все более развитая связь с Россией и Китаем. С Москвой Анкара активно взаимодействует в Сирии. Взамен антиасадовской коалиции, Турецкая Республика предпочла инициированный Кремлем «Астанинский формат». Схожую модель взаимоотношений с Россией Турция перенесла и на ливийский трек. Анкара активно взаимодействует и с Пекином, предпочитая встраиваться в проект «Один пояс - один путь» и выбирая китайские технологии, как например, технологии 5G от Huawei.

Стресс-тестом двусторонних отношений стало признание 24 апреля Дж.Байденом геноцида армян[xviii]. Данное заявление вызвало резкое осуждение Министерства иностранных дел Турции[xix], в котором отвергается положение, выдвинутое президентом США. Важно, что признание геноцида армян являлось одним из предвыборных обещаний Дж.Байдена[xx]. Кроме этого, более 100 конгрессменов подписали межпартийное письмо, инициированное армянским кокусом, призывающее 46-го Президента США выполнить свое обещание[xxi]. Важно отметить, что текущая динамика американо-турецких отношений снизила потенциал серьезного ущерба интересам США, поэтому Байден пытается сигнализировать о приоритете прав человека и демократических ценностей, в тот период, когда это можно сделать безболезненно.

Что касается будущего двусторонних отношений, то в самой Анкаре быстрого налаживания связей с демократической партией не ждут. Это понимают и в Вашингтоне. Однако обе страны не рискнут ставить двусторонние отношения на паузу. США вынуждены считаться с амбициями ТР, дабы не допустить усиления России и Китая в регионе, Турции же выгодно продолжать связи с Америкой в экономике и военной сфере.

Палестина и Израиль

Говоря о политике администрации Байдена в отношении Палестины, она, вероятно, отобразит тенденции, заложенные Трампом, но и включит в себя некоторые из стратегий Обамы.

Политика США должна стать более сбалансированной. Не должно игнорироваться палестинское направление. С другой стороны, должен исчезнуть перекос политики в сторону израильского правого крыла. У администрации Байдена отсутствуют эпохальные проекты, такие, как «Сделка века». Более того, можно ожидать привлечение международных посредников для решения палестинских проблем.

Сбалансированность политики США означает не только меньшее проявление внимания к израильским приоритетам, но и большая озадаченность палестинской повесткой. Новая администрация может возродить курс Обамы,  рассматривающий незаконные израильские поселения на оккупированной палестинской территории, как нарушение международного права и препятствие миру. Соответственно, политика расширения израильских поселений может блокироваться. Можно ожидать и расширенную помощь со стороны США в гуманитарной сфере. В этой связи важно учитывать мнение К.Харрис, которая обещала серьезный сдвиг в сторону Палестины. Вице-президент США объявила о своей приверженности к сосуществованию двух государств и противостоянию односторонним шагам, подрывающим данную политику[xxii]. На повестку дня, скорее всего, выйдет вопрос возвращения офиса ООП в Вашингтон, закрытый при Трампе. В противопоставление прошлой администрации должно быть отменено решение Трампа о прекращении выделения ООН средств для оказания помощи Палестине. Сами же палестинцы возлагают большие надежды на сотрудничество с новой администрацией США. Главной надеждой палестинцев является возвращение Байдена к политике Обамы и развитие резолюции СБ ООН 2334[xxiii]. Именно в период правления Б.Обамы Госсекретарь США Дж.Керри возложил ответственность на Израиль за срыв переговоров с палестинцами[xxiv]. В краткосрочной перспективе палестинцы надеются на помощь США в решении проблемы со сносом домов в Иерусалиме и в долине реки Иордан.

С другой стороны Байден не решится идти против всех инициатив Трампа, касательно данной проблемы. Новая администрация будет руководствоваться прагматичной политикой и не станет резко подвергать отношения с Израилем опасности в угоду палестинцам. 46-ой Президент США заявил, что не станет возвращать посольство США  в Тель-Авив[xxv]. Однако и не планируется расширение посольства в Иерусалиме, как планировалось при администрации Трампа. В противовес этому предполагается открытие консульства в Восточном Иерусалиме. Кроме этого, Байден приветствовал процесс нормализации отношений Израиля с арабскими государствами. Не подвергается сомнению и то обстоятельство, что США и дальше останутся стратегическим союзником еврейского государства, выполняя функцию защиты страны в регионе. Новая администрация не откажется от продолжения вектора Трампа в этой сфере. Характерным значится и перевод Израиля из Европейского командования ВС США(EUCOM), в Центральное(CENTCOM)[xxvi], что означает привлечение еврейского государства к совместному взаимодействию Америки и арабских государств для противостояния Ирану. Не откажется и Израиль от американской военной помощи, которая позволяет государству поддерживать статус одной из ведущих держав Ближнего Востока. Несмотря на это, страны чаще будут вынуждены искать точки соприкосновения. Новый этап в двусторонних отношениях возникнет не только по причине ухода Трампа и не из-за усиления Палестинского вопроса. Краеугольным камнем отношений является еще и возвращение США к ядерной сделке с Ираном. Данная инициатива подвергается резкой критике в Израиле и может стать определяющим фактором в течение последующих четырех лет. Вышеперечисленные моменты являются дилеммой о том, как сохранить лояльность Израиля к США на уровне президентства Трампа, но и реализовать ключевые ближневосточные проекты, которые могут поставить еврейское государство в напряженное положение.

Саудовская Аравия

Новая администрация США начала пересматривать отношения и с одним из ключевых союзников в регионе – с Саудовской Аравией. Политика Байдена вряд ли будет такой же благосклонной к королевскому режиму, как была при Трампе. Именно во время правления 45-го президента США, Вашингтон поддержал вторжение КСА в Йемен, а перед своим уходом Трамп и вовсе признал Хуситов террористами[xxvii].  Кроме этого, экс-президент США не только блокировал резолюцию конгресса, которая рекомендовала Белому дому отказаться от поддержки военной коалиции Саудовской Аравии в Йемене, но и отказался предоставить Палате представителей по иностранным делам отчет о возможной ответственности наследного принца Мухаммед бин Салмана за убийство журналиста Джамаля Хашогги. 

Администрация Байдена в отношениях с Саудовской Аравией может наследовать политику Обамы. Прежде всего, отдаление от широкого сотрудничества двух стран видится после объявления о прекращении поддержки коалиции в Йеменском конфликте со стороны Вашингтона. Подводя итоги первых пятидесяти дней президентства Дж.Байдена, госсекретарь Э.Блинкин заявил, что США приостановили продажу наступательных вооружений Саудовской Аравии и назначили специального посланника по прекращению войны в Йемене. На эту должность был назначен  Тимоти Лендеркинг, карьерный дипломат, в прошлом сотрудник американского посольства в Эр-Рияде и заместитель помощника госсекретаря по Аравийскому полуострову. Также было отменено определение хуситов, как иностранной террористической организации[xxviii].

Правозащитная риторика США распространилась и на Саудовскую Аравию. Основным «камнем преткновения» является убийство Джамаля Хашогги. На этот счет Госдеп выпустил доклад об ответственности за «дело Хашогги» в котором заявляется о визовых ограничениях в отношении 76 саудовских лиц, которые, предположительно, были причастны к убийству журналиста и к угрозам диссидентам за рубежом[xxix]. Таким образом, именно эти 76 саудовских граждан входят в так называемый «Khashoggi Ban». Важно, что в этом списке отсутствует имя Наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана. Именно поэтому, данные меры, скорее, являются показательными, с целью продемонстрировать правозащитную риторику новой администрации США, нежели действительно наказать Саудовскую Аравию.

Однако курс новой администрации, основанный на защите прав человека, вряд ли изменит стратегическое сотрудничество между США и КСА. В Вашингтоне готовы учитывать мнение королевства в вопросе региональной безопасности. Важно, что отмена поставок наступательных вооружений не означает прекращения поддержки эр-Рияда в вопросе обороноспособности королевства, в том числе от атак со стороны «Ансаралла»[xxx]. Учитывая контекст, в котором Саудовская Аравия определяет свою военную операцию в Йемене, как «оборонительную», вопрос о запрете поставок оружия может нивелироваться этим положением.

Администрация Байдена не питает иллюзий к хуситам и учитывает вектор напряжения между Эр-Риядом и Саной. Хоть и было отменено решение Трампа о признании «Ансаралла» террористами, однако санкции в отношении лидеров движения все же были сохранены[xxxi].

Скорее всего, политика США на йеменском треке будет направлена на решение гуманитарного кризиса. В Вашингтоне надеются и на посредничество между «Ансаралла» и правительством КСА за столом переговоров. Однако новый йеменский курс не оказывается новым, во многом повторяя политику половинчатых мер, времен администрации Б.Обамы. 44-ый Президент также был нацелен на решение Йеменского кризиса, но в принимаемых решениях всегда оставлял себе пространство для маневра, и в итоге не довел их до логического конца.

Что касается ближневосточного партнерства, Вашингтон может поспособствовать продвижению непрямых отношений между Саудовской Аравией и Израилем. Помимо этого, Белый Дом приветствует начатую нормализацию монархий Залива с Катаром.

Для Эр-Рияда же существуют «красные линии», которые королевство не готово переступать в ближайшей перспективе. Это и вопрос официального признания Израиля, и тема отказа от жесткой внутренней политики в пользу ослабления контроля над обществом и отмены цензуры СМИ. Хотя некие предпосылки, безусловно, существуют.

Монархии Залива

Политика Саудовской Аравии резко противопоставляется действиям Объединенных Арабских Эмиратов, которые готовы подстраиваться под новые внешнеполитические ориентиры администрации Байдена. ОАЭ демонстрируют, что полностью учитывают изменения в регионе и готовы трансформироваться под новые реалии. Эмираты являются первой страной с 1994г., установившей дипломатические отношения с Израилем. Кроме того, в Абу-Даби решили укреплять правозащитную базу, с внутриполитическим акцентом на религиозной терпимости, расширения прав женщин и защиты трудящихся. Данные тенденции одобряются новой администрацией США и усиливают межгосударственную кооперацию.

Главной тенденцией отношений США с монархиями Залива, станет, как ни странно, продолжение политики «Авраамских соглашений» (куда попадают еще  Марокко и Судан), развитие многосторонних связей с Израилем, тем самым создавая единый ближневосточный блок с лидирующей позицией Америки.

Под общую тенденцию переосмысления ближневосточной политики вряд ли попадет регион Персидского залива. Соответственно, риторика отношений с малыми государствами Залива не должна подвергнуться изменениям. Прежде всего, субрегион имеет стратегическое значение и меньше всего подвергнется трансформации. Крупное присутствие США в Кувейте хоть и является пережитком массированного развертывания в Ираке, но нивелируется глубоководным портом и доступом к аэропорту. Точно так же и массированное присутствие  в Бахрейне уравнивается базированием Пятого флота ВМС США. Вместе с этими государствами во «внутренний круг» обороны Персидского залива попадает и Катар, где политические изменения в отношениях с новой администрацией США маловероятны.

Весомым аргументом для сохранения прежних отношений с малыми монархиями Залива является их экономическая связь с США. Для Америки данные государства представляют собой главных поставщиков энергоносителей. К этому еще добавляется большой рынок вооружения и технологий, на котором Соединенные Штаты аналогично лидируют.

Сирия и Ирак

На сирийском направлении в наследство новой администрации от Трампа достанется точечное присутствие  на севере в Курдистане и база ат-Танф на юго-востоке страны. Байден будет инерционно продолжать данное присутствие и использовать его для проведения контртеррористических операций на востоке страны и блокирования шиитских коридоров там же. Сохранение нынешнего военного присутствия подтверждается контртеррористической стратегией Байдена, где акцент ставится на точечное присутствие небольшого контингента, вместо широкомасштабного развертывания[xxxii]. Кроме этого, достанутся и санкционные меры против нынешнего режима, известные, как «Акт Цезаря». В Вашингтоне планируют использовать этот инструмент для продолжения давления на режим Б.Асада. Однако вместе с наследством прошлой администрации Байдену достанется и весь «клубок противоречий», не распутанный Трампом. Чтобы распутать данные противоречия Белому дому придется учитывать мнение многих акторов, впутанных в конфликт.

Прежде всего, необходимый пересмотр отношений Вашингтона с Анкарой может побудить США учитывать мнение Турции в Идлибе и Африне. Еще одним процессом является многосторонняя поддержка администрацией Трампа Израиля, которая заставила палестинцев искать альтернативу в Иране[xxxiii], что также отразилось на усилении давления со стороны еврейского государства на шиитские «прокси-силы» в Сирии. Важно учитывать и внутренние кризисы сирийских соседей, таких, как, Ливан и Ирак, которые пагубно влияют и на экономику САР. Вовлеченность данных акторов, ревизия отношений с которыми является первоочередной для США, может помешать Белому дому сыграть роль «первой скрипки» в Сирийском кризисе. С другой стороны, успешное решение основных вопросов, и последующая консолидация США с Израилем, с одной стороны, и с Турцией, с другой, может позволить Вашингтону ослабить позиции Москвы и Тегерана на сирийском треке в долгосрочной перспективе. 

Факторы, которые свидетельствуют о будущем включении Сирии в повестку дня, прослеживаются уже сейчас. Одним из таких является акт Конгресса США «Прекращение убийств в Сирии», который предполагает создать не только новое санкционное давление, но и сформировать свободные экономические зоны в Идлибе и Заевфратье[xxxiv]. Другим фактором является внесение лидера «Хайят Тахрир аш-Шам »[xxxv] (Организация запрещена в РФ) в список разыскиваемых боевиков. Характерно, что ХТШ не декларируют своей целью борьбу с США, а фокусируются на противостоянии Б.Асаду. Данный сигнал может означать, что под предлогом борьбы с терроризмом Соединенные Штаты включатся в Идлиб. Определенную роль может сыграть назначенный советником по Ближнему Востоку  Бретт МакГерк, и его связь с курдами[xxxvi].

Стабильно каждый последующий президент США после Дж.Буша-мл. наследует для себя «головную боль» на Ближнем Востоке в виде Ирака. И Байден не станет исключением. Тем-более, что 46-ой президент перенял от Трампа проблему постоянных ракетных обстрелов посольства США, которые начались после убийства Касема Сулеймани. Вдобавок к этому, Ирак имеет ряд внутренних неразрешенных проблем, прежде всего, экономических. Финансовый кризис, настигнувший Багдад в 2020г., поставил страну в трудное положение, которое отразилось на задержках с социальными выплатами и зарплатами для госслужащих. Данная ситуация ставит под угрозу правление премьер-министра Мустафы аль-Казыми, относительно лояльного к Соединенным Штатам. Данный политик не имеет весомой поддержки в правительстве Ирака и при еще большем усугублении ситуации может лишиться своего поста. В случае возникновения хаоса, политический вакуум опять заполнят про-иранские политики, что приведет к новому усилению ИРИ в стране. Такое положение вынуждает новую администрацию в очередной раз решать иракские дела. В краткосрочной перспективе Белому дому придется выделять новые займы для Ирака и привлекать мировое сообщество для экономической помощи. В долгосрочной перспективе Ирак продолжит быть ареной противостояния между Вашингтоном и Тегераном. В такой ситуации логичным вариантом видится ставка на шиитов, нелояльных Ирану и отрицающих религиозную доктрину «вилаят аль-факих».

В самом Ираке надеются на более четкую позицию США в отношении их страны, в противовес той, начиная с правления Обамы, где Ирак сначала выступал фронтом борьбы против ИГИЛ[xxxvii], а далее против Ирана. Сам же Байден имеет большой политический опыт работы с иракским направлением. В 2002г. он проголосовал за резолюцию, одобряющую вторжение войск США в Ирак, а при Обаме, наоборот, был вовлечен в процесс вывода американского контингента из страны. В дополнение к этому, Байден известен, как один из авторов статьи, призывающей разделить ближневосточное государство на суннитов, шиитов и курдов[xxxviii].

Египет

Во времена правления Трампа, отношения между США и Египтом в большей степени были позитивными. Прежде всего, это характеризовалось тем, что экс-президент США закрывал глаза на нарушения прав человека в Египте. Вашингтон поддерживал Каир по ключевым региональным вопросам. Межличностные отношения между Трампом и ас-Сиси имели весомое значение. Характерным моментом является, что 45-ый президент США назвал ас-Сиси на саммите G7 своим «любимым диктатором»[xxxix]. Симпатия между лидерами была взаимной, президент Египта поддерживал Трампа еще во время его первой президентской компании в 2016г. Стремление Сиси поддержать Трампа было ответом на видение Клинтон политики египетского режима, который она охарактеризовала, как «военную диктатуру»[xl]. Во время предвыборной кампании в 2020г. Каир не изменил своему выбору и продолжал поддерживать кандидата от Республиканской партии.

Отношения Египта с новой администрацией США вряд ли продолжаться в том же позитивном ключе. Еще в июне 2020г. Байден в Твиттере заявил, что больше не будет свободы действий для «любимого диктатора» Трампа[xli]. Основная претензия со стороны Вашингтона к Каиру кроется в нарушении прав человека. Именно репрессии в отношении активистов и правозащитников являются препятствием для выстраивания отношений между правительствами двух стран.

Защитная реакция со стороны Каира последовала еще во время предвыборной гонки, когда Трамп уже не являлся фаворитом. Египетские СМИ опять начали обращать внимание на взломанную электронную почту Клинтон и рассекреченные материалы. Некоторые из них свидетельствую о поддержке «Братьев-мусульман» со стороны администрации Обамы [xlii][xliii].  Другим примером является захват Капитолия сторонниками Трампа. Именно данное событие египетские политологи трактуют, как утрату демократии в самих Соединенных Штатах, которые теперь не могут навязывать своим идеи другим странам [xliv].

С другой стороны, смена администрации США вряд ли приведет к каким-то серьезным изменениям в политике между двумя странами. Скорее всего, будет меньше официальных визитов, и произойдет ужесточение риторики со стороны Байдена на происходящее внутри Египта. Однако приоритетом будет оставаться защита экономической политики США в зоне Суэцкого канала, выход на египетский рынок вооружения и доступ в воздушное пространство АРЕ для американских самолетов. В Вашингтоне понимают, что сильное охлаждение отношений с Каиром приведет к еще большему снижению роли Америки в Магрибе, а данный вакуум заполнят Россия и Китай. Египет едва ли решится первым идти на эскалацию отношений, предпочтя этому компромисс между конфронтацией и уступчивостью, путем создания иллюзий пространства для гражданских свобод и освобождения некоторых политических заключенных.

Итог

Новая администрация США не первая, которая рассчитывает уделять меньше внимания Ближнему Востоку. Кроме того, выдавать желаемое за действительное является давней предвыборной привычкой президентов Соединенных Штатов, и Дж.Байден вряд ли станет исключением. Вдобавок наличие многих союзников, заинтересованных в сохраняющемся присутствии Америки, вкупе с нерешенными проблемами могут заставить США обратить еще больший взор на регион.

Политика первых 100-дней новой администрации на Ближнем Востоке, во многом, носит демонстративный характер. Вашингтон выбрал момент для выполнения громких политических решений, которые, с одной стороны, демонстрируют отказ от политики Д.Трампа и четкому следованию намеченному  предвыборному плану, а с другой, наносят малый ущерб уже существующему сотрудничеству со многими региональными странами. К тому же, курс на отказ от политики предшественника, во многом, является также демонстративным, т.к. новая администрация не представила положения, демонстрирующие кардинальные сдвиги в тех или иных проблемах. 

Источники:

  1. The power of America’s example: the Biden plan for leading the democratic World to meet the challenges of the 21st century//Joe Biden,2020. URL:
    https://joebiden.com/americanleadership/ (дата обращения 16.01.2021).
  2. Dialogues on American Foreign Policy and World Affairs: A Conversation with Former Deputy Secretary of State Antony Blinken//The Hudson Institute, 2020.URL:
    https://www.hudson.org/research/16210-transcript-dialogues-on-american-foreign-policy-and-world-affairs-a-conversation-with-former-deputy-secretary-of-state-antony-blinken (дата обращения 16.01.2021).
  3. Biden J. Why America Must Lead Again//Foreign Affairs,2020. URL:
    https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-01-23/why-america-must-lead-again (дата обращения 16.01.2021).
  4. Burns W., Sullivan J. It’s Time to Talk to Iran// Carnegie Endowment,2019. URL:
    https://carnegieendowment.org/2019/10/14/it-s-time-to-talk-to-iran-pub-80063 (дата обращения 18.01.2021).
  5. Burns W., Sullivan J. We led successful negotiations with Iran. Trump’s approach isn’t working// Carnegie Endowment,2019. URL:
    https://carnegieendowment.org/2019/05/16/we-led-successful-negotiations-with-iran.-trump-s-approach-isn-t-working-pub-79141 (дата обращения 16.01.2021).
  6. Беленькая М. Иран и США начали непрямые переговоры//Коммерсантъ,2020. URL:
    https://www.kommersant.ru/doc/4761683 (дата обращения: 14.04.2021)
  7. The West is obliged to lift the sanctions against Iran immediately//Khamenei,2021.URL:
    https://english.khamenei.ir/news/8259/The-West-is-obliged-to-lift-the-sanctions-against-Iran-immediately (дата обращения 24.02.2021).
  8. کند می مکلف اسرائیل نابودی به را دولت ایران مجلس//AA, 2021.URL:
    https://www.aa.com.tr/fa/ایران/مجلس-ایران-دولت-را-به-نابودی-اسرائیل-مکلف-می-کند/2097309 (дата обращения 24.02.2021).
  9. Carmi O. Khamenei Continues Playing Hardball in Nowruz Speech// The Washington Institute for Near East Policy, 2021. URL:
    https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/khamenei-continues-playing-hardball-nowruz-speech (дата обращения: 14.04.2021)
  10. Хейре Д. Иранские СМИ разочарованы в Джо//ПИР-Центр,2021.URL:
    http://www.pircenter.org/blog/view/id/470 (дата обращения: 14.04.2021)
  11. ایران علیه هوشمند فشار برای بایدن دیپلماتیک تله//تسنیم. URL:
    https://www.tasnimnews.com/fa/news/1399/12/02/2456496/تله-دیپلماتیک-بایدن-برای-فشار-هوشمند-علیه-ایران (дата обращения: 14.04.2021)
  12. Pompeo joins GOP lawmakers on Capitol Hill to introduce Iran sanctions act//The Hill, 2021. URL:
    https://thehill.com/policy/international/549271-pompeo-joins-gop-lawmakers-on-capitol-hill-to-introduce-iran-sanctions (дата обращения: 14.04.2021).
  13. Biden Apologizes to Turkish President//The New York Times,2014.URL:
    https://www.nytimes.com/2014/10/05/world/europe/turkish-leader-demands-biden-apology.html (дата обращения: 18.01.2021).
  14. Joe Biden Says Age Is Just a Number//The New York Times,2020.URL:
    https://www.nytimes.com/interactive/2020/01/17/opinion/joe-biden-nytimes-interview.html (дата обращения: 18.01.2021).
  15. Intel: Biden to pick Brett McGurk for top White House Middle East role//Al-Monitor,2021.URL:
    https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2021/01/biden-mcgurk-isis-syria-turkey.html (дата обращения: 24.02.2021).
  16. Sloat A. How to Save the U.S.-Turkey Relationship//Foreign Affairs,2018.URL:
    https://www.foreignaffairs.com/articles/europe/2018-07-30/how-save-us-turkey-relationship (дата обращения: 25.04.2021)
  17. Statement by President Joe Biden on Armenian Remembrance day//The White House, 2021.URL:
    https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/24/statement-by-president-joe-biden-on-armenian-remembrance-day/ (дата обращения: 25.04.2021)
  18. Press Release on 24 April//Ministry of Foreign Affairs, Republic of Turkey,2021.URL:
    https://www.mfa.gov.tr/no_-160_-24-nisan-hk.en.mfa (дата обращения: 25.04.2021)
  19. Harris B. Intel: Biden vows to back Armenian genocide resolution as president//Al-Monitor,2020.URL:
    https://www.al-monitor.com/originals/2020/04/biden-trump-armenia-turkey-genocide-2020-election.html (дата обращения: 25.04.2021)
  20. Over 100 Bipartisan Members Urge President Biden to Recognize Armenian Genocide//Congressman Adam Schiff, 2021. URL:
    https://files.constantcontact.com/9b598982701/56c2dfb2-7524-4709-b859-81dfd8661b9c.pdf (дата обращения: 25.04.2021)
  21. Kamala Harris: US will reverse Trump-era policy, restore relation with Palestine//Middle East Monitor,2020.URL:
    https://www.middleeastmonitor.com/20201103-kamala-harris-us-will-reverse-trump-era-policy-restore-relation-with-palestine/ (дата обращения: 05.03.2021).
  22. Резолюция 2334 (2016)//Совет Безопасности ООН
  23. Kerry focuses blame on Israel for collapse of talks// Times of Israel, 2014.URL:
    https://www.timesofisrael.com/kerry-focuses-blame-for-impasse-in-talks-on-israel/ (дата обращения: 05.03.2021).
  24. Байден не закроет посольство США в Иерусалиме в случае победы на выборах//РИА Новости,2020. URL:
    https://ria.ru/20200430/1570776837.html (дата обращения: 05.03.2021).
  25. Everstine B. Pentagon Shifts Israel to CENTCOM Responsibility//Air Force Magazine, 2021. URL:
    https://www.airforcemag.com/pentagon-shifts-israel-to-centcom-responsibility/ (дата обращения: 26.02.2021).
  26. Lynch C., Gramer R., Detsch J. Trump Administration plans to designate Yemen’s Houthis as terrorists// Foreign Policy,2020. URL:
    https://foreignpolicy.com/2020/11/16/trump-administration-plans-designate-houthis-terrorists-yemen/ (дата обращения: 26.02.2021).
  27. Opening Remarks by Secretary of State Antony J. Blinken before the House Committee on Foreign Affairs//U.S. Department of State, 2021. URL:
    https://www.state.gov/opening-remarks-by-secretary-of-state-antony-j-blinken-before-the-house-committee-on-foreign-affairs/ (дата обращения: 18.03.2021).
  28. Accountability for the Murder of Jamal Khashoggi//U.S. Department of State, 2021. URL:
    https://www.state.gov/accountability-for-the-murder-of-jamal-khashoggi/(дата обращения: 18.03.2021).
  29. Revocation of the Terrorist Designations of Ansarallah//U.S. Department of State, 2021. URL:
    https://www.state.gov/revocation-of-the-terrorist-designations-of-ansarallah/ (дата обращения: 18.03.2021).
  30. President-Elect Biden on Foreign Policy// Council on Foreign Relations, 2020.URL:
    https://www.cfr.org/election2020/candidate-tracker#counterterrorism (дата обращения: 26.02.2021).
  31. Iran's Intelligence Minister Meets Palestinian Factions in Damascus// Asharq Al-Awsat,2019. URL:
    https://english.aawsat.com/home/article/1766891/irans-intelligence-minister-meets-palestinian-factions-damascus (дата обращения: 18.02.2021).
  32. H.R.8931 - Stop the Killing in Syria Act//Congress,2020. URL:
    https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/8931/text (дата обращения: 18.02.2021).
  33. Intel: Biden to pick Brett McGurk for top White House Middle East role//Al-Monitor,2021.URL:
    https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2021/01/biden-mcgurk-isis-syria-turkey.html (дата обращения: 24.02.2021).
  34. Biden J. Unity Through Autonomy in Iraq//The New York Times,2006.URL:
    https://www.nytimes.com/2006/05/01/opinion/01biden.html (дата обращения: 19.01.2021).
  35. Trump, Awaiting Egyptian Counterpart at Summit, Called Out for ‘My Favorite Dictator’//The WSJ,2019. URL:
    https://www.wsj.com/articles/trump-awaiting-egyptian-counterpart-at-summit-called-out-for-my-favorite-dictator-11568403645 (дата обращения: 19.01.2021).
  36. Egypt’s Government ‘basically an army dictatorship’ says Hillary Clinton// Egyptian streets,2015. URL:
    https://egyptianstreets.com/2015/12/20/egypts-government-basically-an-army-dictatorship-says-hillary-clinton/ (дата обращения: 19.01.2021).
  37. Biden J. No more blank checks for Trump’s "favorite dictator."//Twitter,2020. URL:
    https://twitter.com/JoeBiden/status/1282419453939113989?s=20 (дата обращения: 19.01.2021).
  38. Clinton emails: Egypt worked to contain the turmoil in Libya to avoid regional instability//Egypt today,2020. URL:
    https://www.egypttoday.com/Article/1/93013/Clinton-emails-Egypt-worked-to-contain-the-turmoil-in-Libya (дата обращения: 19.01.2021).
  39. Atef M. What to Expect from Cairo’s Strategy with the New U.S. Administration// The Washington Institute for Near East Policy,2021.URL:
    https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/what-expect-cairos-strategy-new-us-administration(дата обращения: 19.01.2021).

 ________________________________

[i] The power of America’s example: the Biden plan for leading the democratic World to meet the challenges of the 21st century//Joe Biden,2020. URL:
https://joebiden.com/americanleadership/ (дата обращения 16.01.2021).

[ii] Dialogues on American Foreign Policy and World Affairs: A Conversation with Former Deputy Secretary of State Antony Blinken//The Hudson Institute, 2020.URL:

https://www.hudson.org/research/16210-transcript-dialogues-on-american-foreign-policy-and-world-affairs-a-conversation-with-former-deputy-secretary-of-state-antony-blinken (дата обращения 16.01.2021).

[iii] Запрещена в РФ

[iv] Biden J.  Why America Must Lead Again//Foreign Affairs,2020. URL:
https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-01-23/why-america-must-lead-again (дата обращения 16.01.2021).

[v] Burns W., Sullivan J.  It’s Time to Talk to Iran// Carnegie Endowment,2019. URL:
https://carnegieendowment.org/2019/10/14/it-s-time-to-talk-to-iran-pub-80063 (дата обращения 18.01.2021).

[vi] Burns W., Sullivan J.  We led successful negotiations with Iran. Trump’s approach isn’t working// Carnegie Endowment,2019. URL:
https://carnegieendowment.org/2019/05/16/we-led-successful-negotiations-with-iran.-trump-s-approach-isn-t-working-pub-79141 (дата обращения 16.01.2021).

[vii]Беленькая М. Иран и США начали непрямые переговоры//Коммерсантъ,2020. URL:
 https://www.kommersant.ru/doc/4761683 (дата обращения: 14.04.2021)

[viii] The West is obliged to lift the sanctions against Iran immediately//Khamenei,2021.URL:
https://english.khamenei.ir/news/8259/The-West-is-obliged-to-lift-the-sanctions-against-Iran-immediately (дата обращения 24.02.2021).

[ix]  کند می‌ مکلف اسرائیل نابودی به را دولت ایران مجلس//AA, 2021.URL:
https://www.aa.com.tr/fa/ایران/مجلس-ایران-دولت-را-به-نابودی-اسرائیل-مکلف-می-کند/2097309 (дата обращения 24.02.2021).

[x] Carmi O. Khamenei Continues Playing Hardball in Nowruz Speech// The Washington Institute for Near East Policy, 2021. URL:
https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/khamenei-continues-playing-hardball-nowruz-speech (дата обращения: 14.04.2021)

[xi] Хейре Д. Иранские СМИ разочарованы в Джо//ПИР-Центр,2021.URL:
http://www.pircenter.org/blog/view/id/470 (дата обращения: 14.04.2021)

[xii] ایران علیه هوشمند فشار برای بایدن دیپلماتیک تله//تسنیم. URL:
https://www.tasnimnews.com/fa/news/1399/12/02/2456496/تله-دیپلماتیک-بایدن-برای-فشار-هوشمند-علیه-ایران (дата обращения: 14.04.2021)

[xiii] Pompeo joins GOP lawmakers on Capitol Hill to introduce Iran sanctions act//The Hill, 2021. URL:
https://thehill.com/policy/international/549271-pompeo-joins-gop-lawmakers-on-capitol-hill-to-introduce-iran-sanctions (дата обращения: 14.04.2021).

[xiv] Biden Apologizes to Turkish President//The New York Times,2014.URL:
https://www.nytimes.com/2014/10/05/world/europe/turkish-leader-demands-biden-apology.html (дата обращения: 18.01.2021).

[xv] Joe Biden Says Age Is Just a Number//The New York Times,2020.URL:
https://www.nytimes.com/interactive/2020/01/17/opinion/joe-biden-nytimes-interview.html (дата обращения: 18.01.2021).

[xvi] Intel: Biden to pick Brett McGurk for top White House Middle East role//Al-Monitor,2021.URL:

https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2021/01/biden-mcgurk-isis-syria-turkey.html (дата обращения: 24.02.2021).

[xvii] Sloat A. How to Save the U.S.-Turkey Relationship//Foreign Affairs,2018.URL:
https://www.foreignaffairs.com/articles/europe/2018-07-30/how-save-us-turkey-relationship (дата обращения: 25.04.2021)

[xviii] Statement by President Joe Biden on Armenian Remembrance day//The White House, 2021.URL:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/24/statement-by-president-joe-biden-on-armenian-remembrance-day/ (дата обращения: 25.04.2021)

[xix] Press Release on 24 April//Ministry of Foreign Affairs, Republic of Turkey,2021.URL:

https://www.mfa.gov.tr/no_-160_-24-nisan-hk.en.mfa (дата обращения: 25.04.2021)

[xx] Harris B. Intel: Biden vows to back Armenian genocide resolution as president//Al-Monitor,2020.URL:

https://www.al-monitor.com/originals/2020/04/biden-trump-armenia-turkey-genocide-2020-election.html (дата обращения: 25.04.2021)

[xxi] Over 100 Bipartisan Members Urge President Biden to Recognize Armenian Genocide//Congressman Adam Schiff, 2021. URL:

https://files.constantcontact.com/9b598982701/56c2dfb2-7524-4709-b859-81dfd8661b9c.pdf (дата обращения: 25.04.2021)

[xxii] Kamala Harris: US will reverse Trump-era policy, restore relation with Palestine//Middle East Monitor,2020.URL:
 https://www.middleeastmonitor.com/20201103-kamala-harris-us-will-reverse-trump-era-policy-restore-relation-with-palestine/ (дата обращения: 05.03.2021).

[xxiii] Резолюция 2334 (2016)//Совет Безопасности ООН

[xxiv]  Kerry focuses blame on Israel for collapse of talks// Times of Israel, 2014.URL:
https://www.timesofisrael.com/kerry-focuses-blame-for-impasse-in-talks-on-israel/ (дата обращения: 05.03.2021).

[xxv] Байден не закроет посольство США в Иерусалиме в случае победы на выборах//РИА Новости,2020. URL:
https://ria.ru/20200430/1570776837.html (дата обращения: 05.03.2021).

[xxvi] Everstine B. Pentagon Shifts Israel to CENTCOM Responsibility//Air Force Magazine, 2021. URL:
https://www.airforcemag.com/pentagon-shifts-israel-to-centcom-responsibility/ (дата обращения: 26.02.2021).

[xxvii] Lynch C., Gramer R., Detsch J. Trump Administration plans to designate Yemen’s Houthis as terrorists// Foreign Policy,2020. URL:
https://foreignpolicy.com/2020/11/16/trump-administration-plans-designate-houthis-terrorists-yemen/ (дата обращения: 26.02.2021).

[xxviii] Opening Remarks by Secretary of State Antony J. Blinken Before the House Committee on Foreign Affairs//U.S. Department of State, 2021. URL:
https://www.state.gov/opening-remarks-by-secretary-of-state-antony-j-blinken-before-the-house-committee-on-foreign-affairs/ (дата обращения: 18.03.2021).

[xxix] Accountability for the Murder of Jamal Khashoggi//U.S. Department of State, 2021. URL:
https://www.state.gov/accountability-for-the-murder-of-jamal-khashoggi/(дата обращения: 18.03.2021).

[xxx] Revocation of the Terrorist Designations of Ansarallah//U.S. Department of State, 2021. URL:
https://www.state.gov/revocation-of-the-terrorist-designations-of-ansarallah/ (дата обращения: 18.03.2021).

[xxxi] Ibid.

[xxxii] President-Elect Biden on Foreign Policy// Council on Foreign Relations, 2020.URL:
https://www.cfr.org/election2020/candidate-tracker#counterterrorism (дата обращения: 26.02.2021).

[xxxiii]  Iran's Intelligence Minister Meets Palestinian Factions in Damascus// Asharq Al-Awsat,2019. URL:
https://english.aawsat.com/home/article/1766891/irans-intelligence-minister-meets-palestinian-factions-damascus (дата обращения: 18.02.2021).

[xxxiv] H.R.8931 - Stop the Killing in Syria Act//Congress,2020. URL:
https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/8931/text (дата обращения: 18.02.2021).

[xxxv] Организация запрещена в РФ

[xxxvi] Intel: Biden to pick Brett McGurk for top White House Middle East role//Al-Monitor,2021.URL:

https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2021/01/biden-mcgurk-isis-syria-turkey.html (дата обращения: 24.02.2021).

[xxxvii] Организация запрещена в РФ

[xxxviii] Biden J. Unity Through Autonomy in Iraq//The New York Times,2006.URL:
https://www.nytimes.com/2006/05/01/opinion/01biden.html (дата обращения: 19.01.2021).

[xxxix] Trump, Awaiting Egyptian Counterpart at Summit, Called Out for ‘My Favorite Dictator’//The WSJ,2019. URL:
https://www.wsj.com/articles/trump-awaiting-egyptian-counterpart-at-summit-called-out-for-my-favorite-dictator-11568403645 (дата обращения: 19.01.2021).

[xl] Egypt’s Government ‘basically an army dictatorship’ says Hillary Clinton// Egyptian streets,2015. URL:
https://egyptianstreets.com/2015/12/20/egypts-government-basically-an-army-dictatorship-says-hillary-clinton/ (дата обращения: 19.01.2021).

[xli] Biden J. No more blank checks for Trump’s "favorite dictator."//Twitter,2020. URL:
https://twitter.com/JoeBiden/status/1282419453939113989?s=20 (дата обращения: 19.01.2021).

[xlii] Clinton emails: Egypt worked to contain the turmoil in Libya to avoid regional instability//Egypt today,2020. URL:
https://www.egypttoday.com/Article/1/93013/Clinton-emails-Egypt-worked-to-contain-the-turmoil-in-Libya (дата обращения: 19.01.2021).

[xliii] Организация запрещена в РФ

[xliv] Atef M. What to Expect from Cairo’s Strategy with the New U.S. Administration// The Washington Institute for Near East Policy,2021.URL:
https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/what-expect-cairos-strategy-new-us-administration(дата обращения: 19.01.2021).

ngtoninstitute.org/policy-analysis/what-expect-cairos-strategy-new-us-administration(дата обращения: 19.01.2021).

05 мая 2021
1648 просмотров
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie