Готовое решение [rms] Corporation
8(8442) 96-64-69
400131 г. Волгоград, ул. Мира, 15 (для почтовой корреспонденции)

Екатерина Михалевич, Политика Китая в Арктике как механизм реализации национальных интересов 

Екатерина Михалевич, Политика Китая в Арктике как механизм реализации национальных интересов 

Политика Китая в Арктике как механизм реализации национальных интересов 

В настоящее время арктическое направление занимает одно из центральных мест во внешней политике Китайской Народной Республики – страны, которая не является арктическим государством. Председатель КНР Си Цзиньпин ранее на международных форумах не раз заявлял о том, что Китай обладает достаточным потенциалом для того, чтобы стать полноправным актором в арктическом регионе и призывал свою страну сделать Поднебесную «великой державой Полюса» [1]. 

Среди основных причин, по которым вторая экономика мира пытается распространить свое влияние на Крайний Север, можно выделить следующие:

- поиск экономической выгоды; самый большой остров планеты –Гренландия – богат полезными ископаемыми (доля которых составляет пятую часть от всех запасов планеты), прежде всего залежами урана, иттрия, церия, потребность в которых постоянно растет виду активного технологического развития и расширения китайского производства научноемких продуктов – смартфонов, электромобилей и т.д. Экономическое развитие Китая вызывает беспокойство со стороны сильнейшего конкурента – США, с которым у Китая традиционно складываются напряжённые отношения (так, с 2018 года стороны находятся в состоянии т.н. «торговой войны», которая проявляется во взаимном повышении таможенных пошлин и наложении экономических санкций) [2]. Активный рост экономической мощи Китая является главной причиной, по которой США всеми силами стараются не допустить Китай в Арктику. Конфронтация с США представляет собой серьезный фактор риска не только для Китая, но и для всех региональных государств: нельзя исключать возможность эскалации конфликта, милитаризации региона и перевода противостояния в военную фазу в среднесрочной перспективе.

- реализация проекта «Ледовый шелковый путь» в рамках всемирно известной китайской инициативы «Один пояс и один путь»; суть проекта заключается в использовании Северного морского пути в качестве важной и кратчайшей транспортно-логистической магистрали, соединяющей Европу и Азию [3]. Кроме того, данный путь уменьшит зависимость от Суэцкого канала, который отличается высокой степенью загруженности и довольно узкими проходными габаритами (последний случай блокировки канала в марте 2021 года наглядно показал возможные последствия от подобных происшествий – значительные убытки компаний, сбой торговых поставок, неконтролируемый рост цен на нефть и газ) [4]. Китайский «Ледовый шелковый путь» мог бы стать не только конкурентоспособной альтернативой Суэцкому каналу, но и стал бы мощным фактором распространения китайского влияния на арктический регион и всю мировую арену.

- стремление стать государством-законодателем в новой области международного права; отношения государств в Арктике остаются официально неурегулированными. Естественно, существуют механизмы многостороннего взаимодействия в регионе (Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона), однако не существует единой нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы милитаризации Арктики, освоения природных ресурсов, проведения совместных научно-исследовательских проектов и т.д., необходимость которой с каждым годом становится все очевиднее и актуальнее. Во внешней политике КНР давно наметилась тенденция к получению статуса международного нормотворца (активное участие КНР в судебных спорах в рамках ВТО [5], апробация китайской концепции киберсуверенитета в странах БРИКС [6], активное освоение космического пространства и т.д.). На арктическом направлении эта достаточно эффективная практика КНР так же находит свое применение: Китай является страной, которая создала и юридически обосновала статус «околоарктического государства»; так же в официальных речах первых лиц и юридических документах все чаще можно встретить китайские названия географических объектов в Арктике. Кроме того, большое внимание механизмам международного взаимодействия в регионе уделено в Белой книге КНР по Арктике, в руководстве по судоходству по Северному морскому пути – и эти механизмы действительно могут быть применены в международной практике.

Ожидается, что в перспективе Китай продолжит свой курс на становление полноправным арктическим актором, реализуя свои национальные интересы. Участие КНР в международных арктических диалогах будет становиться все более активным и заметным, предложения Китая по эффективному освоению региона станут более смелыми и жесткими. Заручившись поддержкой России и азиатских государств, позиция Китая на данном направлении только окрепнет, что позволит ему в среднесрочной перспективе занять одно из центральных мест среди региональных игроков, с мнением которого другим государствам придется считаться.

_______________________

  1. 我国迈进极地强国极地咨询委在沪举行(Китай становится великой державой Полюса. Заседание Полярного консультативного комитета проходит в Шанхае) // Baidu. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1568088629324607&wfr=spider&for=pc. Дата обращения: 20.08.2021.
  2. Михалевич, Е.А. Торговые войны США и КНР на современном этапе // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы IX международной научно-практической конференции. Выпуск 9. Часть 7. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. С. 66-73.
  3. “冰上丝绸之路”“热”了北极圈(Ледовый шелковый путь «растапливает» северный полярный круг) // Baidu. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1656336569122455784&wfr=spider&for=pc. Дата обращения: 21.08.2021.
  4. Блокировка Суэцкого канала // ТАСС. URL: https://tass.ru/tag/blokirovka-sueckogo-kanala. Дата обращения: 20.08.2021.
  5. Михалевич, Е.А. Взаимодействие КНР и международных судов в XXI веке: проблемы и перспективы // Чтения памяти профессора Евгения Петровича Сычевского: сборник докладов. Выпуск 19. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. С. 127-136.
  6. Михалевич, Е.А. Российско-китайское взаимодействие по обеспечению безопасности в киберпространстве в рамках БРИКС // Международный общественный журнал «Свободная мысль». № 6 (1684). Москва: ООО «Политиздат», 2020. С. 155-160.

 

 

 

16 сентября 2021
68 просмотров
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie